В пореформенный период общественная жизнь деловых людей сосредоточивалась преимущественно вокруг городского и сословного самоуправления, культурно-просветительских дел и благоустройства[36].

В целом по Сибири представители купеческого сословия доминировали по численности в составе городских дум. Как правило, городскими головами также избирались купцы. Для купцов важен был престиж, который они приобретали после избрания в думу, возможность влиять на городские дела, встречаться на заседаниях думы с наиболее влиятельными людьми города.

Изменения, внесенные Городовым положением 1892 года, ограничили число избирателей путем введения высокого имущественного ценза. Так, для обладания избирательными правами необходимо было владеть недвижимым имуществом в губернских и наиболее значительных уездных городах на сумму не менее 1000 рублей, в прочих – не менее 300 рублей[37].

Естественно, что при таком высоком избирательном цензе купечество только укрепило свои ведущие позиции в городском самоуправлении.

В Сибири это было особенно заметно, так как здесь, в отличие от Европейской России, большинство крупнейших собственников недвижимости в городах составляли купцы.

На рубеже веков в Сибири во многих городах купечество составляет подавляющее большинство в органах самоуправления. Купцы также входили в состав различных комиссий и советов при городских муниципалитетах (училищных, библиотечных, строительных, врачебных, продовольственных и др.), особенно если речь шла о торгово-промышленных вопросах.

Участие в комиссиях было далеко не формальным, отнимало много времени и средств, которые лучшие представители купечества жертвовали не по должности, а по велению души. Являясь гласными думы, обсуждая вопросы городской жизни, участвуя во всевозможных комиссиях, купцы постоянно сталкивались с проблемой нехватки финансов на городские нужды, с плачевным состоянием народного образования, здравоохранения, городского хозяйства. Многие из купцов – гласных городских дум латали дыры городского бюджета из собственного кармана.

По существовавшим в Российской империи законам, сословное самоуправление купечества осуществлялось купеческой управой или старостой. Купеческого старосту ежегодно избирали на общем собрании сословия из числа зажиточных гильдейцев. Он должен был заниматься попечением о сословных делах, следить за исполнением казенных указов, вести ведомости о составе гильдий, следить за сбором податей, выдавать удостоверения для получения паспорта[38].

Наиболее традиционной формой участия предпринимателей в общественной жизни являлась благотворительность, виды и размеры которой были самыми разнообразными. По мнению некоторых исследователей, благотворительность для российских предпринимателей «… являлась определенной исторической традицией, что позволяет оценивать ее как типичную классовую черту».

Вопрос о том, что такое благотворительность, не так прост. По определению А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, благотворительность – это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни»[39].

При этом благотворительность следует отличать от государственного призрения, хотя это и достаточно близкие явления.

Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения, - все это было обычной статьей расходов российских предпринимателей. Особенно ярко это проявилось у московских купцов. По масштабам пожертвований им не было равных в России.

Благотворительность была характерной чертой и для провинциального, в том числе и сибирского, купечества.

Благотворительность предпринимателей необходимо рассматривать как типичное явление общественной жизни региона, которая касалась многих ее сторон.

Для того, чтобы понять, почему благотворительность в России стала значительным общественным явлением, следует рассматривать ее в комплексе взаимосвязанных социальных явлений. С одной стороны, при крайней поляризации богатства и бедности благотворительность, как было отмечено выше, являлась неким «регулятором» социального равенства, часто неосознанным средством устранения общественного экономического дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Отношения мужа с женой
В соответствии с самурайскими канонами этики и спутница жизни воина должна быть под стать ему. Она должна быть с мужем и душой и телом, быть идеалом верности, терпения и долга. Она должна ждать своего рыцаря и повелителя из его бесконечны ...

Захват власти Дудаевым.
Человек - это, прежде всего его биография. До лета 1990 года генерал-майор Джохар Дудаев был командиром дивизии бомбардировочной авиации, дислоцированной в районе Тарту (Эстония). Он поднялся по обычным ступеням советской военной карьеры ...

Русские земли к началу XII в.
В XII в. Русь была одним из важнейших государств Европы. На всем огромном пространстве Руси существовали десятки тысяч сел, деревень и небольших заимок (поселков крестьян, расчищавших лес под пашню). С этого времени появляется все больше ...