Социальная активность предпринимателейСтраница 2
С другой стороны, источником и побудительным мотивом к занятиям благотворительностью была христианская мораль, стремление обрести благодать в жизни вечной через добродетели в жизни земной. Необходимость делиться своим богатством с нуждающимися внедрялась в сознание людей вместе с основными догматами православия.
В Сибири купеческие общества действовали лишь в немногих крупнейших городах и не играли заметной роли в жизни купечества региона. Купцы часто были «попечителями» школ и училищ, председателями родительских советов во многих учебных заведениях[40].
Многие из них активно участвовали в работе обществ попечения о начальном образовании. Вообще забота о нуждах образования была одной из главных составляющих общественной и культурной деятельности сибирских предпринимателей. Независимо от уровня грамотности многие предприниматели, активно участвовавшие в общественной жизни, жертвовали деньги на нужды образования и придавали этому большое значение.
Немалый вклад в развитие отечественного востоковедения внесли бийские купцы, торговавшие в Монголии и Китае. Они содействовали снаряжению научных экспедиций, сопровождали их в качестве проводников и переводчиков, выполняли различные поручения ученых, собирали экспонаты и целые коллекции для музеев России.
В дневниках и научных отчетах экспедиций Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, А. М. Позднеева, П. К. Козлова и других русских востоковедов можно встретить слова благодарности бийским купцам за помощь и содействие. Некоторые торговцы во время своих поездок по Монголии и Китаю записывали маршруты, вели дневники, писали статьи по географии, этнографии, экономике. По поручению директора Русской физической обсерватории в Пекине Г. А. Фритте бийский торговец Я. Г. Антропов в течение целого ряда лет вел метеорологические наблюдения.
Купец Ф. И. Минин, самостоятельно овладев монгольской письменностью, в 1891 г. Составил русско-монгольский словарь, насчитывавший около 5 тыс. слов, которым пользовались не только русские жители Монголии, но и ученые-востоковеды.
Большой вклад в изучение Монголии и Китая внес бийский 2-й гильдии купец Алексей Данилович Васенев. Во главе торговых караванов он обошел всю Монголию и Притяньшанские провинции Китая, почти три года прожил во внутреннем Китае, о котором в России имелись самые общие представления.
Во время своих увлекательных, полных приключений, путешествий А. Д. Васенев вел путевые дневники, собирал образцы местных растений, проводил географические и метеорологические наблюдения, описывал исторические достопримечательности, собирал коллекции быта и культа китайцев и монголов. Одну из таких коллекций он в 1908 г. Подарил Томскому университету.
Немало средств А. Д. Васенев потратил на приобретение монгольских и китайских книг и рукописей, а также на финансирование научных экспедиций. А. Д. Васенев был хорошо знаком и сотрудничал со многими учеными-востоковедами и общественными деятелями России и Сибири – Г. Н. Потаниным, Д. М. Ядринцевым, А. М. Позднеевым, Д. А. Клеменцем и другими.
Особый интерес предприниматели проявляли к экономико-географическим и статистическим исследованиям.
В ноябре 1908 г. В Бийске был открыт отдел Общества изучения Сибири и улучшения ее быта, основной целью которого, согласно уставу, являлось изучение Сибири преимущественно в экономическом, культурном и правовом отношении, а также содействие при подготовке и проведении в жизнь насущных для Сибири преобразований. Однако щедрые пожертвования на развитие науки, культуры и образования не исключали склок, взаимных обвинений, недоброжелательности во взаимоотношениях между предпринимателями и местной интеллигенцией. Наглядной иллюстрацией являются непростые отношения между Г. Н. Потаниным и Н. М. Ядринцевым, с одной стороны, и иркутскими меценатами П. Сукачевым, А. М. Сибиряковым, А. К. Трапезниковым – с другой. В переписке лидеры сибирского областничества часто жаловались друг другу на отсутствие взаимопонимания с меценатами, неприязнь и хамство, с их стороны.
К числу новых форм общественной жизни, сибирских горожан начала XX века, можно отнести различные общественные праздники. Например, в Барнауле в начале столетия сложилась традиция проведения литературных праздников: в 1902 г. – 50-летие со дня смерти Н. В. Гоголя, в 1909 г. – 100-летие со дня его рождения.
Подобные материалы:
Принятие казахами младшего и среднего жузов
российского подданства
Годы нашествия джунгарских войск вошли в историю казахов как «Годы Великого бедствия», оставив глубокий след в экономической и политической жизни казахских жузов на долгое время.
Казахи не только понесли материальные и людские потери, но ...
Городская реформа (в продолжение
земской)
16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянн ...
Заключение
В процессе работы над темой я пришла к следующим выводам:
- в чеченской республике на лицо системный кризис: политический, экономический, социальный, нравственный;
- истоки этого кризиса лежат глубоко в историческом развитии России и Че ...