С другой стороны, источником и побудительным мотивом к занятиям благотворительностью была христианская мораль, стремление обрести благодать в жизни вечной через добродетели в жизни земной. Необходимость делиться своим богатством с нуждающимися внедрялась в сознание людей вместе с основными догматами православия.

В Сибири купеческие общества действовали лишь в немногих крупнейших городах и не играли заметной роли в жизни купечества региона. Купцы часто были «попечителями» школ и училищ, председателями родительских советов во многих учебных заведениях[40].

Многие из них активно участвовали в работе обществ попечения о начальном образовании. Вообще забота о нуждах образования была одной из главных составляющих общественной и культурной деятельности сибирских предпринимателей. Независимо от уровня грамотности многие предприниматели, активно участвовавшие в общественной жизни, жертвовали деньги на нужды образования и придавали этому большое значение.

Немалый вклад в развитие отечественного востоковедения внесли бийские купцы, торговавшие в Монголии и Китае. Они содействовали снаряжению научных экспедиций, сопровождали их в качестве проводников и переводчиков, выполняли различные поручения ученых, собирали экспонаты и целые коллекции для музеев России.

В дневниках и научных отчетах экспедиций Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, А. М. Позднеева, П. К. Козлова и других русских востоковедов можно встретить слова благодарности бийским купцам за помощь и содействие. Некоторые торговцы во время своих поездок по Монголии и Китаю записывали маршруты, вели дневники, писали статьи по географии, этнографии, экономике. По поручению директора Русской физической обсерватории в Пекине Г. А. Фритте бийский торговец Я. Г. Антропов в течение целого ряда лет вел метеорологические наблюдения.

Купец Ф. И. Минин, самостоятельно овладев монгольской письменностью, в 1891 г. Составил русско-монгольский словарь, насчитывавший около 5 тыс. слов, которым пользовались не только русские жители Монголии, но и ученые-востоковеды.

Большой вклад в изучение Монголии и Китая внес бийский 2-й гильдии купец Алексей Данилович Васенев. Во главе торговых караванов он обошел всю Монголию и Притяньшанские провинции Китая, почти три года прожил во внутреннем Китае, о котором в России имелись самые общие представления.

Во время своих увлекательных, полных приключений, путешествий А. Д. Васенев вел путевые дневники, собирал образцы местных растений, проводил географические и метеорологические наблюдения, описывал исторические достопримечательности, собирал коллекции быта и культа китайцев и монголов. Одну из таких коллекций он в 1908 г. Подарил Томскому университету.

Немало средств А. Д. Васенев потратил на приобретение монгольских и китайских книг и рукописей, а также на финансирование научных экспедиций. А. Д. Васенев был хорошо знаком и сотрудничал со многими учеными-востоковедами и общественными деятелями России и Сибири – Г. Н. Потаниным, Д. М. Ядринцевым, А. М. Позднеевым, Д. А. Клеменцем и другими.

Особый интерес предприниматели проявляли к экономико-географическим и статистическим исследованиям.

В ноябре 1908 г. В Бийске был открыт отдел Общества изучения Сибири и улучшения ее быта, основной целью которого, согласно уставу, являлось изучение Сибири преимущественно в экономическом, культурном и правовом отношении, а также содействие при подготовке и проведении в жизнь насущных для Сибири преобразований. Однако щедрые пожертвования на развитие науки, культуры и образования не исключали склок, взаимных обвинений, недоброжелательности во взаимоотношениях между предпринимателями и местной интеллигенцией. Наглядной иллюстрацией являются непростые отношения между Г. Н. Потаниным и Н. М. Ядринцевым, с одной стороны, и иркутскими меценатами П. Сукачевым, А. М. Сибиряковым, А. К. Трапезниковым – с другой. В переписке лидеры сибирского областничества часто жаловались друг другу на отсутствие взаимопонимания с меценатами, неприязнь и хамство, с их стороны.

К числу новых форм общественной жизни, сибирских горожан начала XX века, можно отнести различные общественные праздники. Например, в Барнауле в начале столетия сложилась традиция проведения литературных праздников: в 1902 г. – 50-летие со дня смерти Н. В. Гоголя, в 1909 г. – 100-летие со дня его рождения.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Китай между двумя мировыми войнами. Революция 1925 – 1927 гг.
Нарастающая борьба китайских рабочих к лету 1925 г. переросла в массовые антиимпериалистические выступления, ставшие начало Национальной революции /там же, с. 453/. 3 0 МАЯ в Шанхае имела место студенческая демонстрация с антиимпериалист ...

Предвестие катастрофы
В 1223 г. Русь столкнулась с новым опасным врагом: к границам славянских земель вплотную подошли монгольские отряды. Первые древнерусские упоминания о них связаны с описание разгрома русско-половецкого войска на реке Калка. В 1224 году та ...

Социальный состав населения
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. О ...