Ярмарки возникли в Европе в раннее средневековье в условиях господства натурального хозяйства и экономической разобщённости, когда торговля носила непостоянный, эпизодический характер и обслуживала преимущественно состоятельные слои общества, снабжая их главным образом редкими и дорогостоящими привозными товарами. Узость рынка и небезопасность торговых путей побуждали купцов объединяться в караваны для совместной торговли, концентрируясь в специально избранных и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), где собирались значительные массы людей: на пересечении торговых путей и в местах, где проходили народные собрания, большие церковные праздники и другие публичные события. В раннее средневековье, особенно там, где ещё не сложились города как центры ремесла и торговли, ярмарки играли существенную роль как единственные крупные пункты сосредоточения обмена.

Значение ярмарок возросло в 10-11 вв. с возникновением и развитием городов, ростом городского ремесленного производства, зарождением внутреннего рынка и усилением международных торговых связей, развитием сухопутных путей и средств сообщения.

Наряду с крупными ярмарками — центрами оптовой торговли, где всё большее место занимали т.н. тяжёлые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукно), существовали областные (региональные) и мелкие местные ярмарки, где сбывалась сезонная продукция (в некоторых случаях эти формы совмещались).

Необходимость регулирования ярмарочной торговли привела к возникновению особого ярмарочного права. Ярмарки давали владельцу территории, на которой они располагались, большие доходы (в виде торговых пошлин и поборов). Поэтому право устраивать или разрешать ярмарки стало одной из важных феодальных привилегий. Её получали (обычно от короля) отдельные города, духовные или светские сеньоры.

Нередко ярмарки имели определённую специализацию. Так, итальянские ярмарки славились дорогими тканями и восточными товарами, французские — вином и сукном, английские — шерстью, грубым сукном, свинцом, оловом, углем, южногерманские — вином, датские — сельдью, шведские — железом и медью.

Крупнейшие ярмарки были центрами международной торговли. В 13- середине 14 вв. такими ярмарками, где сосредоточивались торговля и денежные операции Европы, стали шампанские ярмарки. К середине 14 века большую известность приобрели ярмарки в Северной Франции и Нидерландах. В конце 14-15 вв. крупнейшим ярмарочным и складским центром стал Брюгге (Фландрия).

В начале 15 века общеевропейское значение получили ярмарки Женевы (первое упоминание - 1262), в 15-16 вв. - ярмарки в Лионе (куда из Женевы переместился центр европейского денежного рынка; устраивались с 1420, пользовались покровительством французского короля).

В 16 веке международным ярмарочным и кредитным центром (особенно для южно-европейских стран) стал Йен. г.Медина-дель-Кампо, начали проводиться ярмарки в Антверпене. В 18 в. международное значение приобретают известные ещё с 13 века ярмарки в Лейпциге.

Ярмарки сыграли важную роль в развитии средневековой торговли, денежного обращения, денежного рынка и кредита. На них располагались конторы менял, производивших ссудные и кредитные операции. В связи с оптовым характером ярмарочной торговли, неудобством и опасностью перевозки больших сумм денег, заинтересованностью купцов в торговом кредите на ярмарки всё чаще производились безналичные торговые операции, возникли денежные заёмные и доверенные письма, постепенно превратившиеся в векселя.

В период становления капитализма ярмарочная торговля потеряла прежнее значение. Непосредственный сбыт товара сменился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В 19 века крупные оптовые ярмарки превратились в выставки товарных образцов, где торговля производилась, как на товарной бирже.

Наибольшую известность в Западной Европе в 19 - начале 20 вв. приобрели международные лейпцигские ярмарки (весенняя и осенняя), на которых большое место занимала продажа мехов и пушнины. С развитием оптовой торговли и расширением регулярной торговой сети ярмарочная торговля сократилась. Сохранились сезонные распродажи (для закупки местных, главным образом с/х., товаров) и местные регулярные торжки. Крупные региональные ярмарки почти исчезли.

Страницы: 1 2

Подобные материалы: