В отечественной историографии в качестве рубежа существования того самого зыбкого объединения, которое именуется Киевской Русью или Древнерусским государством, принято считать рубеж первой-второй четверти XII в. В конце княжения Владимира появилась угроза целостного существования Киевского государства. О целостности этого государства даже в и более раннюю пору можно говорить только относительно, но не замечать или отрицать ее нельзя.

В год смерти Владимира совершенно четко проявились признаки, угрожающие государству распадом. Новгородцы прекратили платеж дани Киеву. В самом начале XI в. Из состава Киевской Руси, т.е. из состава земель выпало Полоцкое княжество.

«Самовластец» укрепил свою власть в северных форпостах Руси – Новгороде и Пскове. Киевский князь Ярослав восстанавливает «нормальную» систему управления «государством»: в крупнейшие древнерусские города «садятся» Ярославичи. Наступает относительное затишье в родственных сварах. Именно это дает основание многим историкам довольно оптимистично характеризовать время правления Ярослава . Чаще всего этот период называют наивысшим подъемом Древнерусского государства.

Реализацией новых принципов междукняжеских отношений стало расчленение Древнерусского государства на уделы, закрепленные за потомками того или иного Ярославича: десять земель управлялись определенными ветвями древнерусского княжеского рода Рюриковичей: столы в нутрии земель распределялись между представителями ветви. Раннее всех обособилось в династическом отношении Полоцкое княжество, еще в конце Х в. Однако четыре земли не закрепились в XII в. За какой-то определенной княжеской ветвью. Одним из них было Киевское княжество. Номинально киевский стол продолжал считаться «старейшим», а Киев – столицей всей Руси. Также ни одной из княжеских ветвей не удалось закрепиться в Новгороде. По-видимому, аналогичная система сложилась и в Пскове. Не стало отчиной определенной ветви и Переяславсткое княжество.

Наличие в Киеве резиденции митрополита «всея Руси»- факт, значение которого для древнерусского общества трудно переоценить. Но Новгород мог ощущать себя соперником Киева, там строится храм святой Софии, вполне серьезная претензия новгородских архиереев на независимость от киевского митрополита.

Усиление воли владыки в светском государственном аппарате- явление, ставшее возможным лишь в ходе коренных преобразований республиканских органов управления в конце XIII – середине XIV в. Новгородскую архимандритию следует представлять себе в виде особого государственного института. Это был прогрессирующий институт, т.к. процесс увеличения ее богатств был необратим.

По мнению автора, новая «модель» существования единой Русской земли, представлявших теперь систему множества суверенных «государств», была найдена и легитимирована.

Прежняя государственная идея была сохранена: все князья держали свою землю. Связующим звеном при этом выступала церковная организация во главе с митрополитом киевским и «всея Руси».

Подобные материалы:

Северный поход Н Р А (июль 1926 – март 1927 гг.)
Идея Северного похода, ставившего своей целью объединение Китая под властью Гоминьдана, принадлежала еще Сунь Ятсену и была чрезвычайно популярна в Гоминьдане. Однако, реальные условия для осуществления этой цели сложились только к лету 1 ...

Русь и степь
Господствующее положение в степях (Восточной Европы) – вплоть до монголо-татарского нашествия XIII в. – заняли кипчаки (шары и сары восточных источников, куманы (команы) западноевропейских, половцы русских летописей), кочевья которых к се ...

Меньшевики
Видное место на левом фланге освободительного движения России занимал меньшевизм — течение внутри марксизма и российского рабочего движения, фракция РСДРП, а затем с весны 1917 г.— самостоятельная социал-демократическая партия. Как уже о ...