План государственных преобразований Сперанского предполагал: уравнение русских сословий перед законом, т. е. предоставление в перспективе всем политической свободы (избирательное право, участие подданных в законодательном и исполнительном органе власти, правовое закрепление прав и обязанностей сословий); освобождение крестьян без земли, с правом ее приобретения, ибо “крепостничество не совместимо с цивилизованной государственностью” (реформатор предлагал раскрепощение осуществить в два этапа: путем ограничения крестьянской повинности, замены подушной подати поземельной, личного освобождения крестьян от помещиков и путем “возвращения древнего права перехода”); создание трех высших учреждений: законодательного, состоящего из выборного народного представительства от всех сословий, объединенного двухпалатной Государственной думой, которое “не могло бы совершить своих полномочий без державной власти, но чтобы мнение его было свободно и выражало мнение народное”, а также исполнительного министерства, власть которого была бы поставлена в ответственность от власти законодательной, и судебного, с высшим судебным органом— Сенатом.

Новое политическое устройство Сперанского предусматривало также организацию местной власти путем избрания на многостепенной основе ее представительных органов: губернских, уездных, волостных. По плану Сперанского устройство центрального управления связано с изданием указов «О придворных званиях» и «О экзаменах на чин», устанавливающих порядок производства в гражданские чины. Указы запрещали производить в чины служащих, не прошедших университетского курса по установленной программе, приложенной к указу. Они выражали требования к должностным лицам государственного аппарата иметь специальную подготовку. Соискатели на чин, по мнению Сперанского, должны обладать твердым и обстоятельным образованием и быть воспитанными в национальном духе. При выдвижении на высшие должности “учитываются не выслуга лет, а действительные заслуги и отличные познания”.

Следует отметить, что все реформы, которые планировалось проводить в Российской империи также проводились в Казахстане, как в части России.

Согласно Уставу «Область сибирских казахов» была разделена на округа, округа делились па волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, Б волость от 10 до 12 аулов в аул от 50 до 70 кибиток. При организации округов за основу брались зимние кочевья. Во главе округов стояли окружные приказы. Формально округом управлял старший султан. Во главе волостей стояли волостные султаны, они подчинялись окружному приказу, их власть была исполнительной. Во главе аулов были аульные старшины, они избирались жителями аулов раз в три года, утверждались окружным приказом и подчинялись волостным султанам. Ханская власть отменялась,

Реформы касались суда, они преследовали цель – распространить на Казахстан общеимперские законы. Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел: родовых, подродовых, аульных. Уголовные дела - государственная измена, убийства, грабеж, неповиновение властям и подобные им рассматривались на основе имперских законов.

Также надо отметить, что проведение реформ Сперанского вызвало в Казахстане усиление недовольства властью, а самое большое недовольство можно было наблюдать со стороны казахской знати боявшейся потерять свое положение вследствие упразднения знати в рамках реформ Сперанского.

Третьей по значимости реформой проводимой царской Россией стала реформа Эссена.

В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах (казахах)», разработанный оренбургским генерал-губернатором П. К. Эссеном. Так же как и в Среднем жузе, в Младшем отменялась ханская власть. Управление Младшим жузом осуществлялось из Приграничной комиссии. Жуз делился на части во главе с султаном - правителем части жуза, который назначался оренбургским губернатором. Далее шла административная единица - дистанция - это участок между крепостями. Внутри дистанции делились на местности или аулы. Во главе дистанций были начальники дистанций, во главе местностей или аулов - старшины, все они назначались Пограничной комиссией, выборная система здесь отсутствовала. Также в Младшем жузе была сведена должность попечителя прилинейных казахов. Судебная система как и по «Уставу о сибирских казахах» предусматривала ведение всех крупных дел военным судом или Приграничной комиссией, а незначительные дела оставались в ведении местных судов на основе обычного права. Так была ликвидирована ханская власть в Младшем и Среднем жузах.

Страницы: 1 2 3 

Подобные материалы:

Кризисы власти
Апрельский кризис. От Февраля к Октябрю сменилось четыре правительства. Три из них были коалиционными. Лишь первые два были у власти по два месяца. Остальные продержались по месяцу. А между ними – чередующиеся глубокие кризисы власти, от ...

«Семибоярщина». Поляки в Москве.
В России начался период междуцарствия – правление «Семибоярщины». Москва очутилась без правительства, как раз тогда, когда оно ей было нужно больше всего: с двух сторон наступали враги. Все осознавали это, но не знали, на ком остановиться ...

Культура нового времени.
1.Коперниканская научная революция. 2.Научная кортина мира Рене Декара. 3.Прсвещение и просветительство. 4.Наука как феномен культуры. 1543 год - книга Коперника : сформулировал гелиоцентричес- кую систему мира. 1633 год - Галилео Га ...