Источниковая база для изучения политической программы Павла I весьма скудна. В распоряжении историков находится всего четыре документа, составленные с большим временным разрывом, с разными целями и при различных обстоятельствах. По существу рассматриваемые документы свидетельствуют не столько о наличии или отсутствии у Павла какой-либо программы преобразований и ее содержании, сколько об эволюции его взглядов.

Первым из документов является “Рассуждение о государстве вообще”, составленное в 1774 г. На первый взгляд, существует определенное противоречие между названием документа и его содержанием, поскольку речь в нем идет исключительно об организации армии. Однако это противоречие, как представляется, можно объяснить, если вспомнить, что “Рассуждение” написано в период окончания русско-турецкой войны и борьбы с Пугачевщиной. Судя по всему, названные события, как известно, произвели на Павла сильное впечатление, привели его к мысли о высокой степени внутренней опасности. Для ее предотвращения он считал необходимым отказаться от активной внешней политики, расположив четыре армии на границах со Швецией, Австрией и Пруссией, Турцией, а также Сибири. Основную же военную мощь он предлагал сосредоточить внутри страны в местах постоянной дислокации, пополняя состав солдат и унтер-офицеров из числа местных жителей, со временем отказавшись от рекрутских наборов и превратив армию, по сути, в замкнутое военное сословие. Основной акцент в документе был сделан на укрепление военной дисциплины, унификацию обязанностей армейских чинов, регламентацию всей жизни армии.

“Рассуждение” 1774 г., конечно, не было политической программой, но некоторые важные черты мировоззрения Павла в нем, несомненно, отразились. В первую очередь – его страх перед внутренними социальными потрясениями, характерный для всего времени его недолгого царствования. Причем, у будущего императора не возникло и мысли попытаться устранить причины этих потрясений, весь его замысел связан с укреплением механизма их подавления. По-видимому, именно с ним связана и идея нового порядка комплектования армии, ведь солдаты – вчерашние крестьяне в полной мере проявили свою ненадежность при подавлении восстания Пугачева. Таким образом “Рассуждение” не показывает миролюбие Павла или стремление облегчить жизнь крестьян, отменив рекрутчину.

Два других документа – это записки, составленные Павлом, как считается, в результате разговора с умирающим Н. И. Паниным.

Первая из них – запись разговора с Паниным(1883 г.) – начинается с тезиса о потребности “согласовать необходимую нужную монархическую екзекутивную власть по обширности государства с преимуществом вольности, которая нужна каждому состоянию для предохранения от деспотизма”[4]. Термин “екзекутивная” (исполнительная) применен к монархической власти не в современном значении. Законодательная функция, согласно записке, по-прежнему исключительно в руках монарха, в то время как Сенат лишь “хранит” законы, т. е. следит за их исполнением. В Сенате предполагается сохранить прокуроров и генерал-прокурора, который будет играть в общем собрании Сената ту же роль, что прокуроры в департаментах. Но главным лицом становится “канцлер правосудия”, или иначе “министр государев”, который служит связующим звеном между Сенатом и монархом.

Следующий документ, “Наказ”, составленный Павлом в 1788 г. перед отъездом в действующую армию. “Наказ” состоит из 33 пунктов и в целом дает представление о взглядах Павла на важнейшие вопросы государственного устройства и отражает его видение насущных проблем, но наследник называет те, что на поверхности, а по поводу их решения высказывает мысли достаточно банальные. Назвать “Наказ” политической программой нельзя, так как о конкретных мероприятиях в нем говорится очень мало и весьма расплывчато. Необходимо также принять во внимание, что от составления “Наказа” до восшествия Павла на престол прошло восемь лет, на которые пришлось множество важных событий, в том числе Великая Французская революция, оказавшаяся, по общему признанию биографов, на него большое влияние.

Подобные материалы: