Культуру племен нуринского этапа особенно ярко характеризует глиняная посуда с плоским дном, на которую наносились геометрические или лепные узоры. Орнамент в виде треугольников, параллельных каннелюр наносился гребенчатым и гладким штампом. В погребениях нуринского времени бронзовых изделий найдено очень мало. Наиболее известными из исследованных могильников являются Вугылы-1 и Аксу-Аюлы-1.

Культура андроновского периода на атасуском этапе является прямым продолжением и развитием культуры ранней бронзы. Остатки костей животных в могильниках и на поселениях дают представление о видах животных, разводившихся населением атасуского времени. Здесь большую роль играли крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Увеличение стад и рост населения явились стимулами к хозяйственному освоению полупустынь, где люди стали рыть колодцы.

В атасуское время возросли масштабы горных работ, повысились добыча и производство меди и олова, значительно расширилось производство медных и бронзовых орудий труда, предметов быта и украшений. Все найденные орудия и вещи были изготовлены техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования и полирования.

Для атасуских андроновских племен характерен устойчивый погребальный обряд. Умерших хоронили в скорченном положении, на левом боку, с согнутыми в локтях руками, головой на запад, иногда с небольшими отклонениями к северу или югу.

На атасуском этапе преобладают горшки с уступом, отделяющим шейку от плечика, и посуда простой баночной формы, а также переходные формы. Орнамент располагается по трем зонам: венчику, верхней части тулова и у дна. Преобладающим мотивом рисунков на венчике становится цепочка из прямоугольных или равнобедренных треугольников вершинами вверх. Зона у дна украшалась треугольниками вершинами вверх или опоясывающими параллельными линиями.

Памятники атасуского этапа в целом широко представлены в Центральном Казахстане - это группы захоронений Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие в Коунрадском районе, погребальные комплексы долины реки Шерубай-Нура - Басбалдак, Аксу-Аюлы, могильники Елшибек, Беласар на северной окраине Бетпакдалы. Материалы, найденные на этих могильниках, однотипны с материалами Атасу. Поселения обычно располагались в горных ущельях или в защищенных от холодных ветров и суховеев местах, по берегам степных рек и озер.

Группа малых и хозяйственных сооружений (от 10 до 20-30) строилась по кругу с таким расчетом, чтобы в центре имелась открытая внутренняя площадка для скота. Жилище обычно представляло собой полуземлянку, стены которой возводились из камней. О планировке поселений и интерьере жилищ можно судить по раскопкам поселения в долине горной речки Мнибасай, впадающей в Атасу.

Поселение Атасу размещено на возвышенной площадке и представляет собой серию неглубоких западин, по краям которых выступают каменные плиты. Отдельные жилища соединялись узкими, длинными ходами, у каждого находился большой зольник со скоплением в нем золы и костей мелкого рогатого скота. По всем признакам было видно, что древние атасусцы жили здесь очень продолжительное время. На поселении было обнаружено жилище, по всей видимости, мастерская по выплавке меди и два зольника. Жилая полуземлянка имела прямоугольную форму. В ней сохранились два культурных слоя. К северному углу жилища примыкали три небольшие землянки, соединенные коридором. В северо-восточном углу жилища обнаружен очаг из гранитных плит, состоящий из трех специализированных секций. Одна, самая большая ячейка очага обогревала помещение, другая служила для приготовления пищи, третья выполняла роль плавильной печи. У очага лежали слитки меди, медный шлак, обложки каменных и глиняных ячеек тиглей, литейная форма. Здесь находились каменные рудодробильные орудия.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Социально-экономические отношения в Иране в XVIII в. Особенности государственного строя
В период управления страной Аббасом I наряду с увеличением фонда хассэ происходило наращивание государственного земельного фонда дивани. Последний предоставлялся на разных основаниях в кормление гражданской и военной элите, кочевым племен ...

Культура Возрождения.
1. Определение Возрождения. 2. Характеристика итальянского Возрождения. 3. Ренессанские типы личности. 4. Гуманизм и культура. 5. Картина мира. Л.М. Боткин "Леонардо да Винчи". Дмитриева"Краткая история искусства" ...

Оборона Индии: использование тезиса о «русской угрозе» Индии британской колониальной администрацией для проведения наступательной политики на Среднем Востоке
К рубежу 60-70-х годов XIX века положение Британии в Индии и на Среднем Востоке претерпело серьезные изменения. Англия к этому времени имела поучительный опыт первой англо-афганской войны 1838-1842 годов, гератского конфликта 1857 года. Н ...