В 1840-е годы рост благосостояния купечества способствовал строительству храмов, также был возведен новый театр на Сумской (1843 г.), благоустроен Благовещенский базар.

В эти годы XIX в. в Харькове наблюдается яркая волна украинского возрождения, проявившаяся в культурно-просветительской деятельности местной интеллигенции (Г. Квитка-Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, Н. Костомаров, А. Метлинский, И. Срезневский и др.).

Символом данного периода, как впрочем и всего города, по праву может считаться колокольня Успенского собора, которую нередко называют "золотым венцом Харькова". Построенная в честь победы над Наполеоном, она остается самым высоким зданием в старом городе.

Очередной этап исторического развития г. Харькова приходится на вторую половину XIX — начало ХХ вв. Условно его можно назвать индустриальным.

До середины XIX века городская промышленность была представлена небольшими кустарными и полукустарными предприятиями. Основным направлением в развитии экономики Харькова того времени оставались переработка сельскохозяйственной продукции и торговля. В 1861 г., после отмены крепостного права, население города немного превышало 50 тыс. человек.

Во второй половине XIX — начале ХХ века Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Быстрое развитие Донецко-Криворожского региона (с его запасами угля и железной руды) содействовало приливу сюда отечественного и иностранного капитала. Харьков становится одним из крупнейших экономических центров страны. Фактором, имеющим непосредственное влияние на экономический рост Харькова, было развитие железнодорожного транспорта. В 1869 г. была открыта железнодорожная магистраль, связавшая город с Москвой, а позднее — с Донбассом, Киевом, портами Черного и Азовского морей. Это была первая железная дорога в той части Украины, которая входила в состав Российской империи. Активное железнодорожное строительство создало условия для возникновения в городе ряда предприятий, в частности, Харьковского паровозостроительного завода, который в 1897 г. выпустил свой первый паровоз. Вскоре Харьков стал крупным поставщиком сельскохозяйственной техники благодаря деятельности торгово-промышленной фирмы "Гельферих-Саде".

Бурный рост промышленности, железнодорожный бум способствовали превращению Харькова в крупный финансовый центр. Десятки ведущих банков и торговых домов России открыли в Харькове свои филиалы, а некоторые местные банки, в частности "Земельный банк", даже стремились выйти на общегосударственный уровень.

Развитие промышленного производства с самого начала опиралось не только на имеющиеся природные и трудовые ресурсы, но и на научный потенциал региона. В 1885 г., в значительной мере опираясь на потенциал университета, был открыт Харьковский технологический институт, который вскоре начал обеспечивать растущую промышленность региона квалифицированными инженерными кадрами. Как известно, крупная промышленность невозможна без достаточного количества воды. Во второй половине ХІХ в. эта проблема для Харькова была решена посредством артезианских скважин. В Харькове, в 1889 г., на собственные средства профессора А. Гурова была пробурена первая в Российской империи глубокая артезианская скважина. Это дало возможность обеспечить город питьевой и технической водой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подобные материалы:

Внешняя политика.
После поражения в войне Франция осталась без союзников. В 1873 г. Россия, Германия и Англия заключили союз трёх императоров. Однако, когда Бисмарк попытался напасть на Францию, в её защиту выступили Россия и Англия. Тем не менее, на Берл ...

Становление европейской цивилизации и Франции.
Становление происходило в три периода: Период античности - 1 тыс. до н. э. Средневековье - приход франков, возникновение Французского королевства, зарождение культуры, распространение религии. Новое время - с начала XII века, реформ ...

Социальная активность предпринимателей
В пореформенный период общественная жизнь деловых людей сосредоточивалась преимущественно вокруг городского и сословного самоуправления, культурно-просветительских дел и благоустройства[36]. В целом по Сибири представители купеческого со ...