Далее в житии говорится, что после смерти Владимира Святославича, Бориса и Глеба (все трое умерли в 1015 г.— в июле — сентябре) «невдале рода того же великаго князя Владимира и не по мнозех летех благоверный князь Константин Святославичь и с ним сынове его князь Михаил и князь Феодор, поиде из Киева ко граду Мурому, и прииде под град Муром, и во граде Муроме невернии людии исполчишася со многими людьми, и бысть у них сеча велика под градом Муромом и убиша у благовернаго князя Константина сына его большаго благовернаго князя Михаила. И прииде на них страх господень и ужас и милостию божею благоверный князь Константин с сыном своим князем Феодором град Муром взял и неверных людей во граде Муроме укрепил и утвердил бесстрашно, и воздвиг собором святым в старом городищи первоначальный храм Благовещения пречистей Богородицы и сына своего благовернаго князя Михаила у Благовещения пречистыя Богородицы положил .».

Далее в житии говорится, что потерпевшие поражение муромцы «вжаждаша . святаго крещения, и бог сотвори хотение их». Из источника не ясно, почему жители города, только что оказавшие яростное сопротивление князьям-крестителям, вдруг внезапно захотели стать христианами. Ниже в житии сообщается, что князь Константин в один из дней потребовал от муромцев выйти на Оку креститься, иначе он будет считать их своими врагами. Этот текст логично увязывается с рассказом о взятии Мурома князем Константином. Муромцы потому были вынуждены выйти на реку Оку креститься, что Константин угрожал им репрессиями, а не из-за того, что они «вжаждали» стать христианами. Фраза о желании муромцев креститься является неудачной вставкой позднейшего составителя в древнюю повесть об обращении в христианство жителей Мурома. После крещения жителей города князь Константин «повеле же людем ставити церкви святыя по всему граду и весям, и сам воздвиг первоначальную церковь во имя пречистой Богородицы, честнаго и славнаго её Благовещения, и честными иконами украсив и памяти во святых церквах творяще, пением и молитвами праздноваше светло праздники градския; и воздвиг второй храм во имя страстотерпец Бориса и Глеба и устроил у их храма епископа .». Князь Константин Святославич до самой своей смерти жил в Муроме и был похоронен у церкви Благовещения рядом со своими сыновьями.

После его смерти борьба язычников и христиан в Муромской земле продолжалась: «По преставлении же благовернаго великаго князя Константина многим летом минувшим и по запустении града Мурома от неверных людей прииде в Муром град благоверный князь Георгий Ярославичь и постави двор себе в Муроме, такоже и бояре его и вси купци муромскии, и церкви обновив и очистив .».

Только после этого муромцы отошли от язычества и христианство более или менее прочно утвердилось и Муромской земле. В одной из редакций жития так изображается победа христианства над язычеством в Муроме: «Тем же пересташа рекам и озерам требы класти, дуплинам деревянным ветви и убрусцем обвешивати и им поклонятся, все престаша. И кладязям и потокам поклоняющейся, очныя ради немощи умывающемся и сребренники в их поверзающии, все престаша. Где коня закалающии и по мертвых раменная властения древолазная с ними в землю погребающий, и битвы и кроения и лиц натрескания творящий?» Можно ли доверять всем этим сообщениям жития? Нам представляется, вполне. Какой смысл имело спустя много столетий выдумывать все эти события? Чтобы унизить жителей Мурома? Но зачем это нужно было делать? С 1392 г. Муром входил в состав Московского государства, и из документов не видно, чтобы его население находилось в какой-либо оппозиции к Москве. Житие явно составлялось каким-то местным муромским автором в целях выявления и возвеличивания местных муромских святых — князя Константина Святославича и его сыновей. Автор использовал при его составлении какой-то весьма древний источник, быть может, записи при одной из муромских церквей, а также добавил в житие кое-что от себя. Последнее легко устанавливается при анализе памятника.

Но когда происходили все описанные выше события?

Многие исследователи пытались ответить на этот вопрос. Они стремились увязать имена упомянутых в житии князей с теми князьями, которые нам известны по летописям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подобные материалы:

Города и торговля IX-XVIII вв.
Сельское хозяйство, как и ремесленное, мануфактурное и позднее фабрично-заводское производство, не могло успешно развиваться без налаживания в России торговли, в целом товарно-денежных отношений. Огромную роль в этих процессах, как и в др ...

Рейхсканцлер О. фон Бисмарк, era экономическая и социальная политика. «Культуркампф»,
Первый канцлер Германской империи, ее «крестный отец», князь Ommo фон Бисмарк пользовался полным доверием Вильгельма I и фактически сам управлял страной в течение 20 лет, с 1871 по 1890 гг. Благодаря уму, энергии, огромной воле этот выдаю ...

Декоративно-прикладное искусство и живопись
В XIX в. на Урале продолжали развиваться традиционные художественные направления (пермская деревянная скульптура, народная роспись по дереву и металлу). Лакокрасочная роспись железных изделий получила развитие на нижнетагильских заводах, ...