Город Муром являлся центром небольшой восточной области Руси, расположенной в нижнем и среднем течении Оки и населенной преимущественно муромой — угро-финским народом, близким мордве, а также славянами — выходцами из кривичских земель.

Об обращении в христианство Владимиром Святославичем населения Муромской земли рассказывается в двух летописях — Никоновской и Воскресенской. Согласно Никоновской летописи, князь Владимир крестил Муромскую землю, по Воскресенской — только жителей города Мурома.

Однако до нашего времени дошло «Житие князя Константина Муромского» составленное, как считают исследователи, в XVI столетии. В нём честь обращении муромцев в христианство приписывается князю Константину Святославичу и его сыновьям Михаилу и Федору. «Житие Константина Муромского» — сложный источник. Его составитель, по мнению ученых, использовал древние правдивые предания о борьбе христианства и язычества в Муромской земле. При этом он пытался по-своему, неумело истолковывать отдельные исторические реалии, внося тем самым путаницу в своё произведение. Так, например, в самом начале рассказа он заявил, что название «Муром» произошло от каменных и мраморных стен, которыми был окружен древний город. Рассказ о том, как происходил акт крещения муромцев, в большой степени является сходным с рассказом «Повести временных лет» о крещении киевлян и вызывает подозрение, что он заимствован автором из летописи, хотя, быть может, крещение во всех русских областях происходило примерно одинаково, а отсюда и сходство описанных ситуаций.

В житии говорится, что князь Глеб Владимирович, получив благословение от своего отца Владимира, «поиде . ко граду Мурому и став под градом, и в Муроме граде неверные люди многие исполчишася и укрепишася, и стояв под градом Муромом и отиде. И невернии людие князю Глебу не здашася, и благоверный князь Глеб тех неверных людей не одолев, от града Мурома отиде 12 поприщ и жит ту . в пределах муромских два лета».

Но возникает новый вопрос: а существовал ли город Муром в конце Х-начале XI в.? «Повесть временных лет» отвечает на этот вопрос утвердительно. Впервые этот город в ней упомянут под 6370 (862) г.

Но археологические изыскания, проводившиеся в Муроме, позволили Е.И. Горюновой заметить, что в VIII—IX вв. на территории современного города существовали лишь селища открытого типа. «Наличие языческих кладбищ муромы в центре современного города, — писала исследовательница, — является очевидным свидетельством того, что до XI в. Муром ни в какой мере не был русским городом . в IX и даже в начале XI в. на месте Мурома был ряд муромских деревянных поселков». Горюнова считает, что князь Глеб получил от отца в держание не город Муром, а землю, населенную муромой. В ней он создал крепость, возле которой стали селиться сельские ремесленники. «С начала XI в. в культурном слое Мурома появляются вещи, которые, бесспорно, могут быть связаны со славянским населением, появившимся здесь не ранее этого времени». «Житие Константина Муромского» сообщает, что первоначально Муром был расположен «не на том месте, где ныне есть, но был негде в том же граде, отстояние имея немного от нынешнего града».

Перенесение города на другое место могло стать причиной того, что археологи не нашли древнего Мурома. Кроме того, древний город IX—X вв. вряд ли был обширным поселением, на котором проживала знать и к которому примыкали посады, населенные ремесленниками и торговцами. Он мог быть просто укреплённым городищем - убежищем, куда окрестное население стекалось только во время опасности. Потому его и обнаружить очень трудно, если вообще возможно. Во всяком случае то, что археологи не нашли Муром — город IX—X вв., не означает, что он тогда не существовал. Автономные источники — летопись и житие утверждают обратное, и нет оснований им не верить.

Из «Жития Константина Муромского» можно заключить, что Глеб княжил в Муромской земле в 1013 (1011)—1015 гг., после чего ушел в Киев. Примерно те же даты дает нам и «История Российская» В.Н. Татищева, если мы учтем ее оригинальные материалы, помещённые под 6518 (1010) г.: «Преставися в Новеграде Вышеслав, сын Владимиров. И дал Владимир Новгород Ярославу, а Борису Ростов, Ярославлю отчину, Глебу, брату его, —Муром, отчину Борисову, той бо пребываше при отце неотлучно». По В. Н. Татищеву, до 1010 г. Муромская земля принадлежала Борису, но он там не жил, а находился в Киеве при отце; после смерти Вышеслава произошел передел княжеских владений, в результате которого Глебу достался Муром. Глеб мог не сразу поехать на княжение в Муромскую землю, а через два-три года, поэтому датировка его пребывания там сомнений не вызывает. Следовательно, столкновение Глеба с «неверными» муромцами имело место в 1013(1014)—1015 гг.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подобные материалы:

Экономическое развитие России в первой половине XIX в.
Современная историография отмечает, что для экономического развития России первой половины XIX века характерны глубокие контрасты, когда, с одной стороны, формируется капиталистический уклад, начинается промышленная революция, а с другой ...

Феодальная раздробленность и борьба народов Руси за независимость в XIII - XV веках.
Главной причиной политической (феодальной) раздробленности Руси стало поступательное и достаточно эффективное развитие натурального хозяйства, создавшие дополнительные возможности для идеальных князей самим содержать собственную дружину и ...

Индейцы Прерий
В прериях жили многочисленные индейские племена. Наиболее типичными их представителями были дакота, команчи, арапахи и чейены. Несмотря на принадлежность к разным языковым семьям, индейцев прерий объединяли общие черты хозяйственной деяте ...