Интересно, что польский хронист XIV в. Ян Длугош, использовавший при написании своего обширного исторического труда большое количество русских летописей и польских хроник, называет Игоря Ярославича Григорием, что в переводе на русский язык означает Георгий или Григорий. Длугошу было хорошо известно и имя «Игорь». Им он обозначает, например, великого киевского князя Игоря Старого. Следовательно, Длугош знал христианское имя Игоря Ярославича, которое звучало «Георгий».

Но если это так, то возникает вопрос: когда Игорь Ярославич мог владеть Муромом? Он родился в 1036 г. Нам известны его владения с 1054 по 1060 г. После 1054 г. Муромская земля по завещанию Ярослава Мудрого принадлежала Святославу и его потомкам, а потому ею Игорь владеть не мог. Остается только одно: Муром Игорь Ярославич получил еще при жизни отца до 1054 г. И это выглядит как закономерное явление. На Руси неоднократны случаи, когда князья направляли своих 6-8-летних сыновей под присмотром опытных бояр-воевод па княжение в крупные города. А потому маловероятно, чтобы Игорь до 18-летнего возраста не имел собственного княжения. Скорее всего, он был отправлен отцом в Муром в конце 40-х или в начале 50-х годов XI в. В этом случае окончательное становление христианства в Муроме следует датировать концом первой половины XI в. И если Константин Святославич умер в начале 20-х годов XI в., то до вокняжения в Муроме Игоря Ярославича действительно прошло немало времени: 25—30 лет.

Таким образом, и в муромском регионе мы сталкиваемся с многоэтапным обращением в христианство населения. Не исключено, что первоначально христианство проникло в Муромскую землю еще в правление Владимира Святославича, т. е. в конце X или в самом начале XI в. Затем в силу не известных нам причин муромцы отказались от христианства, и даже сыну Владимира Глебу в 1014—1015 гг. не удалось их направить на путь христианизации. Только князю Константину Святославичу, применившему к муромцам военную силу, удалось заставить жителей этой далекой посуточной окраины Руси вновь обратиться к христианству. Однако со смертью Константина Святославича язычество вновь возобладало в Муроме. «Невернии люди» способствовали запустению града Мурома и построенных в нем христианских храмов. Новый этап внедрении христианства в Муромскую землю начался лишь в конце первой половины XI в. Во второй половине XI—начале XII столетия христианство с помощью княжеской власти утверждается в Муромской области, хотя отмеченные археологами пережитки язычества в это время проявляются довольно ярко. Это говорит, возможно, о наличии двоеверия у населенцев данного региона. Вполне допустимо также, что в Муромской земле и в XII в. в местах, слабо поддающихся княжескому контролю, существовали небольшие коллективы, по-прежнему исповедующие языческую религию.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Подобные материалы:

Война с Речью Посполитой
После многих лет мирной работы над восстановлением порядка в государстве московские государи решились возобновить войну с Речью Посполитой за Смоленск. Поводом послужила смерть короля Сигизмунда (1632) и наступившее в Польше «бескоролевье ...

Эволюция социальной структуры китайского общества
Экономическим сдвигам в послесиньхайские годы соответствовали и социальные перемены. Естественно, что ускорение капиталистической эволюции, прежде всего, вело к количественным изменениям рабочего класса и буржуазии. Несовершенство китайс ...

Причины и начало Смуты. Борис Годунов (1598-1605). Лжедмитрий I (1605-1606гг.).
ХVII век был поворотным и в истории России. События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни – экономику, власть, внутреннею и внешнюю политик ...