Крещение Муромской землиСтраница 5
Интересно, что польский хронист XIV в. Ян Длугош, использовавший при написании своего обширного исторического труда большое количество русских летописей и польских хроник, называет Игоря Ярославича Григорием, что в переводе на русский язык означает Георгий или Григорий. Длугошу было хорошо известно и имя «Игорь». Им он обозначает, например, великого киевского князя Игоря Старого. Следовательно, Длугош знал христианское имя Игоря Ярославича, которое звучало «Георгий».
Но если это так, то возникает вопрос: когда Игорь Ярославич мог владеть Муромом? Он родился в 1036 г. Нам известны его владения с 1054 по 1060 г. После 1054 г. Муромская земля по завещанию Ярослава Мудрого принадлежала Святославу и его потомкам, а потому ею Игорь владеть не мог. Остается только одно: Муром Игорь Ярославич получил еще при жизни отца до 1054 г. И это выглядит как закономерное явление. На Руси неоднократны случаи, когда князья направляли своих 6-8-летних сыновей под присмотром опытных бояр-воевод па княжение в крупные города. А потому маловероятно, чтобы Игорь до 18-летнего возраста не имел собственного княжения. Скорее всего, он был отправлен отцом в Муром в конце 40-х или в начале 50-х годов XI в. В этом случае окончательное становление христианства в Муроме следует датировать концом первой половины XI в. И если Константин Святославич умер в начале 20-х годов XI в., то до вокняжения в Муроме Игоря Ярославича действительно прошло немало времени: 25—30 лет.
Таким образом, и в муромском регионе мы сталкиваемся с многоэтапным обращением в христианство населения. Не исключено, что первоначально христианство проникло в Муромскую землю еще в правление Владимира Святославича, т. е. в конце X или в самом начале XI в. Затем в силу не известных нам причин муромцы отказались от христианства, и даже сыну Владимира Глебу в 1014—1015 гг. не удалось их направить на путь христианизации. Только князю Константину Святославичу, применившему к муромцам военную силу, удалось заставить жителей этой далекой посуточной окраины Руси вновь обратиться к христианству. Однако со смертью Константина Святославича язычество вновь возобладало в Муроме. «Невернии люди» способствовали запустению града Мурома и построенных в нем христианских храмов. Новый этап внедрении христианства в Муромскую землю начался лишь в конце первой половины XI в. Во второй половине XI—начале XII столетия христианство с помощью княжеской власти утверждается в Муромской области, хотя отмеченные археологами пережитки язычества в это время проявляются довольно ярко. Это говорит, возможно, о наличии двоеверия у населенцев данного региона. Вполне допустимо также, что в Муромской земле и в XII в. в местах, слабо поддающихся княжескому контролю, существовали небольшие коллективы, по-прежнему исповедующие языческую религию.
Подобные материалы:
Политическая ситуация в странах Центральной Америки после первой Мировой
войны
Характерной новой чертой политической жизни некоторых центральноамериканских республик после первой мировой войны был приход к власти либерально-реформистских правительств, сменивших консервативно-олигархические режимы и предпринявших мер ...
Причины возвышения Москвы в советской историографии
В вопросе о причинах образования централизованных государств классики марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин) исходили из социально-экономических предпосылок этого процесса. Складывание централизованных государств в различных странах и ...
Архитектурно-композиционное
решение
К эпохе Нового царства храм уже приобрел каноническую форму. Аллея, по обе стороны которой выстроились сфинксы, вела к монументальному входу, оформленному в виде двух пилонов. По обе стороны от входных ворот возвышались гигантские статуи ...