Император Николай Александрович Романов родился 6 мая (по старому стилю) 1868 года, в день, когда православная церковь отмечает память святого Иова Многострадального. Этому совпадению император придавал большое значение, испытывая всю жизнь “глубокую уверенность, что он обречён на страшные испытания”. Его отец, император Александр III, по оценке многих историков, был глубоко верующим, цельным человеком, хорошим семьянином. Эти качества он воспитывал и у детей.

Воспитание и образование Николая II проходили под личным руководством его отца на традиционной религиозной основе в спартанских условиях. С девяти лет престолонаследник приступил к организованному для него обучению на дому. В педагогическую коллегию вошли Н. Х. Бунге, Г. А. Леер, О. Э. Штубендорф, А. В. Пузырёвский, Е. Е. Замысловский, Н. Н. Бекетов, Ц. А. Кюи, а также генерал Г. Г. Данилевич, и всем этим руководил К. П. Победоносцев. В течение 13 лет, по тщательно разработанной программе, велись учебные занятия будущего императора. Первые восемь лет были посвящены предметам гимназического курса с заменой классических языков элементарными основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской литературы, французского, английского и немецкого языков. Следующие 5 лет были посвящены изучению военного дела, юридических и экономических наук, необходимых для государственного деятеля.

Чтобы будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой службы, отец направляет его на военные сборы. Сначала 2 года Николай служит в рядах Преображенского полка, исполняя обязанности субалтёрн-офицера, а затем ротного командира. Два летних сезона Николай проходит службу в рядах кавалерийского полка взводным офицером, а затем эскадронным командиром.

Параллельно отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать в занятиях государственного совета и кабинета министров.

В программу образования будущего императора входили многочисленные путешествия по различным областям России, которые Николай совершал вместе с отцом.

Итогом обучения Николая II стало кругосветное путешествие. За девять месяцев он проехал Австрию, Триест, Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию (где на него было покушение), а затем сухим путём через всю Сибирь.

К 23 годам своей жизни Николай был высокообразованным человеком с широким кругозором, прекрасно знающим русскую литературу и историю, в совершенстве владеющим основными европейскими языками. Блестящее образование соединялось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что было нечасто у государственных деятелей того времени. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности за её судьбу.

С детства ему была близка мысль, что его главное предназначение - следовать российским основам, традициям и идеалам.

Хотя император Николай II получил блестящее образование и всестороннюю подготовку к государственной деятельности, но морально к ней он не был готов. Это и легко понять. Внезапная (в возрасте 49 лет) смерть отца, которому предрекали длительное царствование, вначале ввергла Николая в растерянность. Он искренне скорбит, отмечая: “Это была смерть святого !”

Никто не понимал значения кончины царя лучше, чем 26-летний молодой человек, унаследовавший его трон. “Я видел слёзы, застилавшие его голубые глаза, - вспоминал великий князь Александр, шурин Николая, - Он взял меня за руку и повёл вниз, в свою комнату. Мы обнялись и заплакали. Он не мог собраться с мыслями. Он знал, что теперь он - император. Бремя этого ужасающего для него факта раздавило его.” “Сандро, что мне делать ? - восклицал он патетически. - Что будет со мной, с тобой, с Ксенией, с Аликс, с мамой и с Россией? Я не подготовлен к тому, чтобы быть царём. Я никогда не хотел этого. Я ничего не понимаю в делах управления. Я даже не представляю, как говорить с министрами.”

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подобные материалы:

Югра. Печорский «чрезкаменный» и морской пути в Сибирь. Колонизация Поморья в XVI веке
В результате длительного перемещения и смещения различных племен в лесостепной зоне Западной Сибири сформировались тюркоязычные группы, получившие общее название «сибирские татары». Их экономическое, политическое и культурное развитие был ...

Рождение вьетнамского государства
Период с III в. до н.э. по 111 г. до н.э. был ознаменован появлением на восточном побережье п-ова Индокитай самостоятельного государства народности вьет - Древнего Вьетнама. Государство это первоначально являлось племенным объединением дв ...

Владимиро-Суздальское княжество
Владимиро-Суздальское государство в период феодальной раздробленности занимало одно из наиболее значимых мест, что послужило основой для формирования централизованного русского государства. Оно возникло на территории края. в верховьях Оки ...