В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания «новой породы людей» путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной Екатериной II, цель воспитания юношества – дать хорошее общее образование и нравственное развитие («облагорожение сердца»). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты). Тем самым «зверообразные и неистовые в словах и поступках» старые рутинеры не смогут на них влиять.

Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен – оно продолжало влиять на них. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.

В 1782–1786 гг. была проведена школьная реформа. В соответствии с Уставом народных училищ 1786 г. в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах изучали чтение и письмо, священную историю. В двух старших классах обучали геометрии, географии, физике, истории и т.д. В 1782 г. в России было всего 8 школ с 518 учащимися, в конце XVIII в. –288 школ и 22 220 учащихся.

Наука. Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т.д. И.К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем «Атласе Российской империи» (1734 г.).

При Петре I создали труды по истории Северной войны – «Книгу Марсову», «Историю Свейской войны». Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями («монстры», всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В.Н. Татищев создал обобщающий труд – «Историю Российскую». В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают сведения о событиях, отсутствующих в других известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке ведутся споры: одни ученые, исследуя «татищевские» известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что Татищев цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом «татищевских» известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т.д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.

Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М.В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, «сам был первым нашим университетом».

Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки. Он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т.д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с «глубокой древности», а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтийского моря, а не шведами.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Законодательное оформление крепостного права в России. Социально-экономические последствия этого процесса
В правление Александра I и Николая I были сделаны первые попытки по облегчению участи крестьян, остававшейся еще очень тяжелой. Помещики по-прежнему могли ими распоряжаться по своему усмотрению: сослать в Сибирь, отдать в солдаты и т.д. З ...

Перегруппировка политических сил в Княжестве
Период “режима полномочий” привел к перегруппировке политических сил. Институт монархии перестал быть действенным фактором. С утратой доверия со стороны России, уходом из политической жизни Болгарии консерваторов, Александр I Баттенберг н ...

Лжедмитрий Первый. Григорий Отрепьев
Человек, сыгравший столь неординарную роль в русской истории, родился в довольно обыкновенном провинциальном городке Галиче, в не менее обыкновенной и заурядной дворянской семье, где-то на рубеже 70—80-х гг. XVI в. Его нарекли именем Юрий ...