Работавший в академии одновременно с Ломоносовым Л. Эйллер, великий математик, называл его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке».

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М, В, Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С.П. Крашенинников составил знаменитое «Описание земли Камчатки», И.И. Лепехин – описание земель Поволжья, Урала, Сибири («Дневные записки»).

Во второй половине XVIII столетия закладываются научные основы биологии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые – М.М. Щербатов («История Российская от древнейших времен»), И.И. Болтин.

Общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.

В Петровское время появилось немало записок, «прожектов», авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И.Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве», выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести «во смирение». В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу дворян. «Крестьянам, – отмечал Посошков, – помещики не вековые владельцы».

Для упорядочения административных и судебных учреждений он предлагал посадить в них вместо «великородных» людей из любых других сословий, если в них «острота ума есть», «истребить» «всяких разных явных и потаенных грабителей». Посошков – сторонник равенства всех сословий перед судом. Он предложил подготовить новое Уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен был быть опубликован для обсуждения, внесения поправок («народосоветие»).

Об итогах реформ и Северной войны шла речь в «Рассуждении о причинах Северной войны» вице-канцлера П.П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович в Духовном регламенте и «Правде воли монаршей» выступал, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорил о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти – демократии (народодержавства), аристократии и монархии – наиболее приемлемой для России он считал третью, т.е. неограниченную власть монарха.

В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославлял успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Историк Татищев во многих записях, «мнениях», «проектах ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и «честнейший стан государства», его опора, по его мнению, – это дворянство.

Ускорение экономического развития России – мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд; лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповал на волю монарха, на реформы сверху. Он сторонник «просвещенного абсолютизма». В просвещении всех сословий, а том числе крестьян, Ломоносов видел огромную пользу для государства. Он писал: «В университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды».

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Исторические источники
Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и («Лeнинград» (1946 г.). Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» (1956 г.). Конституция СССР 1977 г. «Декларация о государственном суверенитете Российской Советской федерати ...

Александр Невский: Русь и Орда
Вторая половина жизни Александра обычно освещается крайне скудно. Именно в это время впервые князю было пожаловано право представлять интересы Орды в русских землях. Тем самым русский князь был включен в ордынскую систему жесткого вертика ...

Последние годы и смерть
Ростислав умер в селе Зарубе, а его тело было привезено в Киев и 2 апреля 1167 года похоронено в киевском монастыре св. Фёдора. Почитание в христианстве. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святых как благоверный; день памяти ...