Вводятся общедемократические права и свободы: равноправие, неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, осуществляется покровительство православию, создание партий запрещается.

Средство достижения — военно-революционный переворот, в результате которого ликвидируется монархия и производится физическое уничтожение царской семьи. Дня совершения радикальных преобразований формируется Временное Верховное правление во главе с диктатором. Срок действия диктатора 10—15 лет. За этот период существующие порядки не только прекратят существование, но о них и забудут.

Движение декабристов явилось первым в истории нашей страны революционным выступлением против царского самодержавия. Одним из главных руководителей этого движения был П. И. Пестель. Организаторский талант и самоотверженная преданность революционным замыслам сочетались у него с научными способностями и обширными знаниями. Н. В. Басаргин отмечал, что, посвятив себя с юных лет изучению политических и общественных вопросов, Пестель "особенно был увлекателен, когда говорил об этих предметах". Н. И. Лорер вспоминал с множестве книг в домашней библиотеке Пестеля, о глубоком изучении им политической литературы и иностранных конституций. С. Г. Волконскому казалось, что Пестель "один может управлять и ходом дел и личностями". О его энциклопедических знаниях, упорном занятии общественными и военными науками, интересе к математике и любви к мушке, смелости и отваге в период Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813—1814 гг., стойкости во время казни говорится в воспоминаниях современников и многих документах. А. С. Пушкин записал в дневнике после продолжительной беседы с Пестелем, что он — "один из самых оригинальных умов, которых я знаю". Великий поэт назвал любовь Пестеля к России столь же глубокой, сколь глубока любовь русского писателя к родному языку. Так любить родину может только подобная Пестелю "революционная голова".

Помимо политических взглядов Пестеля интересно посмотреть на его правовые взгляды. Основные требования, которым должны отвечать законы, по мнению Пестеля, — это ясность, внятность, справедливость и простота. В "Кратком умозрительном обозрении государственного правления" "замечания, распространяющиеся на законы", выглядят иначе. На первое место Пестель ставит здесь справедливость. Далее он пишет о "существенности" законов и их "основательности" (т. е. правильных основах создания права), а лишь потом — о простоте и ясности норм права. Суть дела состоит, однако, не в словесных изменениях общей формулировки и перестановке ее частей. Главное — как Пестель истолковывает понятие справедливости.

В "Записке о государственном правлении" справедливость законов исчерпывается необходимостью соответствовать "коренным свойствам природы человеческой". В более позднем "Кратком умозрительном обозрении" она раскрывается подробнее. Принцип соответствия "природе" человека, естественным и неизменным правам частных лиц отходит на задний план, и на первом месте появляется требование "общественного блага". "Законы должны быть справедливы, — пишет Пестель, — .только то запрещать или повелевать, что истинно к цели общественного благоденствия ведет".

Эта мысль получила развитие в "Русской Правде". Во введении Пестель обстоятельно изложил свои общетеоретические воззрения в области государства и права. Обращает на себя внимание высказанное им положение, что общественное благоденствие как цель государства и создаваемых им законов—это "возможно большее благоденствие многочисленнейшего числа людей в государстве".

Пестель понимал общность интересов привилегированных сословий в феодаль­ном обществе, их противоположность интересам крепостного крестьянства. Он указывал на столкновение в Западной Европе интересов богатых, которые, будучи наделены политическими привилегиями, превращаются в сословие "аристократии богатства", и бедноты, народных масс, подвергающихся разорению и обнищанию. В одной из работ он даже отметил прямую противоположность между теми, кто владеет предприятиями, и теми, кто отдает им свой труд: "Бедняк живет только своим трудом. Богатый за счет своих владений, своих капиталов. Бедный не может приостанавливать своих доходов, так как, не имея другого капитала, кроме своего труда, должен, если прекратит его, умирать от голода. Богатый может приостановить свои доходы, жить некоторое время за счет своего капитала и принудить посредством этого бедняка ко всем условиям, которые ему захочется навязать бедному, чтобы он отдал ему свой труд".

Интересна постановка Пестелем вопроса о соотношении прав и обязанностей. В отличие от большинства представителей теории естественного права он делал акцент на первичности обязанностей, а не прав. Он называл права личности следствием ее обязанностей. Первоначальная, исходная обязанность человека определялась им как сохранение своего бытия. "От сей обязанности, — говорилось в "Русской Правде", — происходит право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы".

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Ярослав Мудрый. Великий просветитель Руси.
Княжение Ярослава может назваться продолжением Владимирова как по отношениям киевского князя к подчиненным землям, так и по содействию к расширению в Руси новых начал жизни, внесенных христианством. Родился этот князь в 978[36] году и ск ...

Очаг бандитизма
Рост преступности, естественно, сопровождался вопиющими нарушениями прав граждан. Республику вынужденно покинули сотни тысяч человек. Из большинства станиц было изгнано казачье население, десятки тысяч жителей Чечни лишились работы, пенси ...

Культура как информационный процесс.
Культуру можно рассматривать как совокупность внебиологической информации, накопленной человечеством на протяжении истории. Культура может рассматриваться как надбиологическая система хранения информации: 1. Летописи. 1. Произведения и ...