В аспекте основных проблем историография исследует историю исторических индивидуальностей, в конкретную историческую эпоху, период, этап. Под индивидуальностью здесь может пониматься страна, народ, государство, институты, классы, сословия (Он же. Историка. С.27). Эта проблематика составляет область собственно исторического знания. Проблематика же историологии – это проблематика социологии (личность и общество, личность и масса, толпа, факторы, силы, условия, субъекты исторического процесса), основанием ее являются социальная статика и социальная динамика. В аспекте предмета историология изучает понятие общества, роды и виды союзов, строение и функции, законы развития, т. е. общество как социальную систему. Историография изучает смену социальных явлений во времени, в их индивидуальности и неповторимости, под чем и понимается цивилизация. Историософия же имеет своим предметом человека и людей как таковых, их судьбу, цели и смысл их жизни (Он же. Суд над историей // Рубеж. 1991. № 1. С.9). Специфичны связи, которые являются основанием для достижения целей и познания предмета того или иного типа исторического знания. То, что для историологии является связью причин и следствий, для историософии предстает как связь средств и целей, так как последняя ориентирована на только на теоретическое отношение к истории, но и на практическое (Он же. Философия, история и теория прогресса // Указ. Изд. С.213). Историография же исследует единичные уникальные связи судьбы исторической индивидуальности с условиями ее существования и развития. Достаточно оригинальным является представление Кареева о методах историографии и историологии, вытекающих из определения цели и предмета знания. Метод историографии, во-первых, отличается от методов естествознания и математики. Метод математики, имеющий дело с количественными и пространственными характеристиками, – абстрактно-дедуктивный, метод естествознания – наблюдение и эксперимент, предметом которых являются реальные вещи. Однако, предмет историографии – исторический факт, который не является вещью, так как не дан в опыте, но лишь зафиксирован в источнике (Он же. Историка. С.80-84). Соответственно, метод историографии связан прежде всего с критикой и интерпретацией источников. Наблюдение используется как дополнительный метод в качестве социологического наблюдения. Социологический эксперимент Кареевым не упоминается, упоминается лишь мысленный эксперимент как способ выявления альтернатив развития. Дедуктивный метод применим к истории лишь в качестве гипотетического. Метод историографии отличается и от филологии. Последняя относится к источнику как к вещи, материальному предмету, подвергаемому описанию, сравнению, классификации, определению, дедукции. Для истории источник – это свидетельство, методом понимания которого является критика. Последняя включает определение подлинности текста, критику адекватности передачи содержания его сообщения, достоверности свидетельства, реконструкцию скрытых фактов. Наконец, методы историографии специфичны по отношению к историологии. Во-первых, различны методы обобщения и систематизации. Метод, характерный для социологического обобщения – индукция. Обобщаются здесь однородные факты разных эпохи народов. Основанием для индукции от единичных случаев ко всем остальным является сходство обстоятельств и общий принцип единообразия законов. Однако индукция является неполной, через простое перечисление. Историология исследует тот или иной факт как экземпляр видового понятия, отношения, правила. Для нее основным принципом в познании является поиск общего, существенного, повторяемого постоянного, аналогичного, т.е. причинно-следственнных связей и их законов. Отсюда анализ исторического процесса на составляющие его элементы и дедуктивное объяснение факта как момента процесса становится основным методом историологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

Театр, музыка
Народная культура Урала сохранила театральные традиции, в том числе в форме ярмарочно-балаганных представлений. В начале XIX в. появились крепостные театры в вотчинах Лазаревых, Строгановых: драматический кружок на Очерском заводе(1807 г. ...

Детство
После смерти Василия III великокняжеский престол занял его трёхлетний сын Иван. Фактически же государством правила его мать Елена Глинская, хотя традиции не допускали участия женщин в делах управления, Василий сказал своей жене перед смер ...

Заключение: итоги «Битвы за Британию». «Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few». У. Черчилль о «Битве за Британию»
«Битва за Британию» была выиграна не только в воздухе. Она была выиграна на заводах, в авиаремонтных мастерских, в частях аэродромного обслуживания, в летных школах, на радиолокационных станциях, в пунктах управления авиацией и во многих д ...