Структура исторического знания по Н. И. КареевуСтраница 8
Наряду с традиционалистскими подходами к выявлению методологических основ исторического знания существует также герменевтический подход к историческому познанию, который в отечественной науке представлен Г. Шпетом. История, по Шпету, имеет только один источник познания – слово. Если историк, отмечает исследователь, рядом со словами называет ещё другие источники своего познания, например, так называемые вещественные памятники, то, как очевидно, он имеет в виду "критическую классификацию" своих источников, а не характер принципиальных различий их в познавательной роли "сообщений"8.
В контексте выявления методологических оснований исторического знания заслуживает внимания тот подход, который представлен, в частности, К. В. Хвостовой. По ее мнению, существуют два уровня изучения исторического познания, или два уровня гносеологии истории: теоретический и прагматический. Теоретический уровень определяет место исторического познания в системе других научных познаний. Прагматический изучает историческое познание как процесс, связанный со спонтанностью автономного развития исторического знания. В пределах исследовательской ситуации историк формирует фактологическую основу исследования. Кроме того, в историческом исследовании присутствуют так называемые «примарные» факты, единичный и неповторимый характер которых в цепи исторического процесса отличает их от атомарных фактов естественных наук. Что касается плюрализма исторических суждений, то он объясняется самим предметом исследования, т.е. множеством исторических реальностей во всех их многообразных проявлениях, так как данность по своей природе плюралистична. Наличие двух направлений в гносеологии истории определяется двумя социальными функциями исторического знания: 1) актуальной направленностью (подходы к решению сегодняшних глобальных проблем, социальное прогнозирование); 2) "социальной памятью" ("музейный синдром", выражающийся в коллекционировании предметов прошлого).
Концепция основных уровней теоретического исторического знания, содержащая в себе известную попытку уйти от дихотомии "субъективизм-объективизм" в гносеологии истории, а также предполагающая многоуровневую систему исторического знания, в ряду представленных методологических концепций является наиболее предпочтительной в контексте настоящего иссследования и подразумевает возможность ее использования в раскрытии парадигм анализа конкретно-событийного в историческом процессе, а также основных уровней интеракции "всеобщего" и "отдельного" в истории.
Проведенный нами краткий анализ ряда методологических концепций исторического знания, а также выявление базовых уровней теоретического исторического знания позволяет более полно представить методологический спектр возможностей современной исторической науки, реализация которых необходима для построения актулизированных философско-исторических моделей "теоретической истории".
Подобные материалы:
Социально-экономические и политические предпосылки
преобразований в первой четверти XVIII в.
Восемнадцатое столетие - начало нового периода русской истории, характеризующегося преобразованиями Петра I, радикально изменившими уклад российского государства. Реформы Петра, являясь непосредственным продолжением и углублением процессо ...
Время царя Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Начало
царствования и волнения 1648 года
13 июля 1645 года, после кончины Михаила Федоровича, русским царем становится его сын, Алексей Михайлович Романов. Новому государю всего 16 лет. Царь Алексей отличался необыкновенно впечатлительным и подвижным характером, обладал недюжинн ...
Принц Камбоджи.
Трагедия Камбоджи - это следствие вьетнамской войны, впервые вспых-
нувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конфликт с американцами. На полях сражений полегло пятьдесят три тысячи камбоджийцев.
Принц Нородом ...
