Военные действия вели к разорению и потерям. В 1606г. гетман Сапега осадил Троиц-Сергиев монастырь. Героическая оборона монастыря способствовала укреплению национального чувства и сильно повредила самозванцу, покровителю поляков – разорителей православных святынь. Однако Шуйский более полагался не на патриотические чувства, а на реальную силу. В 1609г. он заключил договор со Швецией, по которому в обмен на уступленную Корельскую волость шведы оказывали военную помощь московскому государю. На практике дипломатическая акция царя принесла ему больше минусов, чем плюсов: договор нарушал прежнее соглашение с поляками и давал Сигизмунда III повод для открытого вмешательства в московские дела и преодоление внутренней оппозиции, выступавшей против войны на Востоке. Осенью 1609г. польские войска осадили Смоленск. Сигизмунда III надеялся, что в условиях всеобщей «шатости» он не встретит сильного сопротивления: было объявлено, что он пришел в Московское государство для прекращения смуты и междоусобия. Однако жители города во главе с воеводой, боярином М.Б. Шеиным, в течение 20 месяцев оказывали упорное сопротивление. Героическая оборона Смоленска, сковав короля и вдохновив русских людей, оказала большое влияние на исход смуты.

В условиях открытой интервенции Речи Посполитой «Тушинский вор» уже не был нужен полякам. Часть их потянулась под Смоленск, другая продолжала действовать самостоятельно, совершенно не считаясь с самозванцем. Большие опасения вызывали новгородские полки молодого воеводы, племянника царя М. Скопина-Шуйского, которые вместе со вспомогательными отрядами шведами двинулись освобождать столицу от тушинцев. В окружении Лжедмитрия II назревал кризис. Осенью 1609 самозванец бежал в Калугу. Это ускорило распад тушинского лагеря. Часть «русских тушинцев», которая не желала никакой договоренности с Шуйским, стала искать выхода из политического и династического кризиса в сближении с польским королем. В этом они видели единственный способ достижения консолидации и сохранения собственных позиций, одоления той же тушинской казачьей вольниц, которая объединилась вокруг самозванца в Калуге.

В феврале 1610г. «русские тушинцы» во главе с М.Г. Салтыковым заключили под Смоленском с Сигизмунда III соглашение о призвании на престол его сына, королевича Владислава. Авторы договора стремились сохранить основы русского строя жизни: Владислав должен был блюсти православие, прежний административный порядок и сословное устройство. Власть королевича ограничивалась Боярской думой и даже Земским собором. Ряд статей должен был защищать интересы русского дворянства и боярства от проникновения «панов». Договор был новым шагом в конституировании прав господствующих сословий по польскому образцу.

Камнем преткновения для «русских тушинцев» оказался вероисповедальный вопрос. Они настаивали, чтобы Владислав принял православие. Сигизмунд, ревностный воспитанник иезуитов, не соглашался. В перспективе он мечтал о династической унии Речи Посполитой и Московского государства.

Между тем М. Скопин-Шуйский в марте 1610г. торжественно вступил в освобожденную столицу. Молодой князь пользовался необычайной популярностью. Но в апреле Скопин-Шуйский скоропостижно скончался. Смерть князя погубила Шуйских. Они лишились единственной личности, которая могла бы сплотить все слои русского общества. 17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Захарием Ляпуновым, братом Прокофия Ляпунова свергли В. Шуйского с престола. Через два дня его насильно постригли в монахи. Потом он был отправлен пленником в Польшу, где и кончил жизнь.

По свержении Шуйского Москва до избрания царя присягнула на имя верховной думы, состоявшей из семи знатнейших бояр, во главе которых находился князь Мстиславский. Но вопрос о том, кого избрать на царство, разделил народ на несколько партий. Люди знатные желали вручить корону сыну Сигизмунда королевичу Владиславу. Низший класс народа склонялся более на сторону тушинского вора. Партия же, во главе которой стоял патриарх Гермоген, хотела избрать на престол кого-либо из русских бояр.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Эпоха великих географических открытий
Эпохой великих географических открытий принято называть период с конца XV до половины XVII в. Этот период немногим более полутораста лет — совсем небольшой срок в истории человечества. Но он в корне изменил представление людей о Земле, см ...

Библиотеки и книгоиздание
К середине XIX в. собраниями книг по-прежнему располагали монастыри, однако в них почти не осталось рукописей и изданий XVI—XVII вв. Значительной по объему и интересной по составу была библиотека Вятской духовной семинарии. Многотысячным ...

Выводы
В работе рассмотрена огромная роль Андрэаса Везалия для становления анатомической науки. Везалий не смотря на запреты церкви, грамотно, тщательно и подробно описал строение человеческого тела на основании многочисленных вскрытий трупов. ...