Осенью 1934 г. начались переговоры по вопросу о заключении многостороннего регионального договора о взаимопомощи (“Восточного пакта”), в которых участвовал СССР. Отказ Германии и Польши от участия в этом соглашении, неконструктивная политика Великобритании привели к прекращению переговоров. Результатом было заключение в мае 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи. В марте 1935 г. в Москве успешно проходил визит английского лорда-хранителя печати А. Идена, в ходе которого стороны договорились согласовывать свои шаги на международной арене.

В 1935 г. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. В связи с вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую зону Советский Союз предложил в Совете Лиги Наций принять коллективные меры против нарушения международных обязательств. Но большинство членов Лиги Наций, и прежде всего Англия, не поддержали советские предложения, так как, с одной стороны, они начали уже проводить политику, получившую впоследствии название “умиротворения”, т. е. старались путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, а с другой — стремились использовать Германию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР.

Аналогичные подходы СССР и западных стран нашли свое отражение и в отношении таких важнейших событий 30-х гг., как гражданская война и интервенция Германии и Италии в Испании в 1936—1939 гг., присоединение (аншлюс) Германией Австрии в марте 1938 г., мюнхенское соглашение в сентябре 1938 г. и присоединение к Германии Судетской области.

СССР оказал значительную помощь — экономическую, политическую, военную, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев, — испанскому республиканскому правительству. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало. Западные страны заняли позицию невмешательства, так как победа любой стороны (советской или немецкой) ослабляла их собственные позиции.

Рост военного потенциала Германии и реальная угроза объединения всех развитых стран на антисоветской основе активизировали попытки советской дипломатии установить надежные связи с демократическими государствами. Именно поэтому в 1938 г. Москва активно поддержала идею создания системы коллективной безопасности, против которой она, по существу, выступала совсем недавно. Однако западные страны предпочли пойти на налаживание отношений с Германией. Кульминацией этого курса было соглашение в Мюнхене в сентябре 1938 г., в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было присоединение Судетов — промышленно развитой области Чехословакии — к Германии. Это была максимально возможная уступка со стороны Англии и Франции Германии, но она лишь разожгла аппетиты Гитлера. После Мюнхена начинается охлаждение отношений Англии и Франции с Германией и делаются попытки наладить сотрудничество с СССР.

Контакты между Англией, Францией и СССР начались в марте 1939 г. после того, как войска германского вермахта оккупировали столицу Чехословакии Прагу. В апреле 1939 г. эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с планируемой германской агрессией. Позиции участников переговоров были очень далеки друг от друга, так как каждая из сторон стремилась получить односторонние преимущества (западные страны — заставить СССР выставить значительно больше вооруженных сил в случае военных действий, а Советский Союз — увеличить свое политическое влияние в Польше, Румынии и Прибалтике). Кроме того, ни один из партнеров не хотел брать на себя однозначное обязательство вступить в войну в случае начала боевых действий против одного из возможных союзников. Младшие партнеры Англии и Франции — Румыния, Польша и страны Прибалтики — резко негативно высказывались о предложении Советского Союза предоставить ему право вводить войска на территории этих стран в случае немецкой агрессии, так как опасались, что они не будут выведены оттуда никогда. Несмотря на различия в подходах, постепенно стороны начали сближать свои позиции. Это сделало возможным проведение в Москве 12—21 августа 1939 г. переговоров англо- франко-советских военных миссий. Основные противоречия по-прежнему вызывали вопросы о количестве выставляемых советских дивизий, о гарантиях оказания помощи союзникам в случае конфликта и праве прохода советских войск через территорию Польши и Румынии. К 17 августа переговоры зашли в тупик.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Учредительное собрание. Тырновская конституция
Формирование болгарского национального государства пошло по пути закрепления происшедших в результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг. перемен, а именно, смены ролей в системе “господства-подчинения”, обеспечив болгарам-христианам по п ...

Феномен самозванчества в России. Династический кризис в конце 16 века
Итогом самого длительного в русской истории царствования Ивана IV стал глубокий социально-экономический и политический кризис. Тяготы Ливонской войны, опричнина опустошительное нашествие крымских татар в 1571 г. серьезно подорвали экономи ...

Промышленное развитие России в 60–80-х годах XIX века: особенности, значение
Отмена крепостного права в России послужила переломным этапом перехода от прежнего феодально-крепостнического строя к новому капиталистическому. Пройти бесследно для страны этот глобальный социальный акт, конечно, не мог. Россия, за столе ...