Феномен античности: занимает следующий период III в. д.н.э.- III в. н.э.

Античность характеризует полис («цивитас») – основание античной культуры.

В античной общине не было сокральной власти царя; у граждан сложилось понятие свободы как отсутствие подчинения чьей-либо власти, сочетавшейся с чувством долга перед общиной, гарантирующей эту свободу.

Во II в. д.н.э. появляется храм свободы.

Полис – общественная форма, наиболее полно соответствующая уровню развития производительных сил.

Основа производства – земля.

Гражданин полиса – владелец земли.

У семьи есть 2 покровителя – Лары и Пенаты.

Семейный культ делает семью самостоятельной.

Отличительные черты античной культуры:

1) Понятие высокой гражданской нормы – всякое действие человека оценивается с точки зрения общины. Идеалом счастья являлось сочетание семейного благополучия и государственного почитания.

2) Классика – характеристика античной культуры. Термин «классика» мы рассматриваем с точки зрения Гегеля: «Такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями индивида, т.е. как некое гармоническое состояние, которое уравновешивают друг друга».

Луцилий (I в. д.н.э.): «надо сначала о благе Отчизны подумать, а после – о благе семьи, а потом только о нас».

3) Все, что существует, должно иметь эстетическую форму.

Формы выражения (лирические, спонтанно выраженные) не имели никакой цены, потому что это выражало внутреннюю мысль создателя. Любое творчество признается значимым, если оно оценено общиной.

История красноречия – история превращения делового выказывания в художественное произведение.

Речи было необходимо придать совершенную форму. Любое изделие, с каким совершенством оно не было создано, представлялось полуфабрикатом до того, пока на него был нанесен декоративный покров.

Весь домашний инвентарь состоял из предметов, украшенных различными узорами и изображениями.

Латинский язык – романский язык – основание для всех европейских языков.

3. В истории были периоды, когда античность становилась актуальной.

Во-первых, это романизация европейской культуры (Х в.). Короли германцев объявляют себя римскими императорами и создают на территории

Германии, Италии и Австрии Священную Римскую Империю, которая просуществовала до XIX века.

Во-вторых, эпоха возрождения в Италии.

3 формы освоения античного духовного опыта:

1) внешнее подражание;

2) проникновение в самый дух культуры;

3) историческое воздействие (классицизм – Корнель, Рассин).

Очень широко читался Плутарх, была переведена «Илиада», в гимназии было введено обязательное изучение 2 языков – греческого и латинского.

Внешнее подражание:

Александр I – триумфальные арки (в Москве), Александрийский столб (в Питере).

Христианство гонимо.

При императоре Константине христианство становится государственной религией (11 мая 3300г.).

В 4010 г. Рим захватили вестготы. В 395 г. Произошло разделение на Восток и Запад. В 4076 г. Римская империя пала, а восточная просуществовала еще 1 тысячелетие.

I. понимание мира строилось на очеловечивании природы.

II. полис основан на коллективной собственности, цель:служить общине.

Период утверждения рабовладельческой эпохи, конец ан- тичной культуры.

III.Живой, универсальный космос. Рим отражение тени сол- нца. Город - это проекция космоса.

IV. Телеснозримая красота на основе меры и гармонии, рит- ма, симметрии. В основе лежало мастерство.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы: