Время Платона и Аристотеля - процесс становления познания мира. У Гомера "жизнь-есть творчество, но творчество не идей, не форм, а именно самой жизни". Становление и развитие рационализации привело к разрыву. Мы различаем вещь и идею вещи. У Гомера нет этого различия.Он воспринимает единство, внешнее равно внутреннему. Тождество внутреннего и внешнего приводит к чему-то нечеловеческому, но в целом это античная гармония высокой классики.

Средневековая культура.

1. Средневековая культура - что это ?

2. Периоды средневековой культуры.

3) До ХХ столетия средневековая культура воспринималась, как что-то темное, жестокое, варворское (Хейзинг, "Осень Средневековья").

5-11 века раннее средневековье

11-14 века собственно средневековье

14-17 века позднее средневековье

Периодизация позволяет увидеть различия в развитии сред- невековой культуры. В целом средневековая культура - это развитие языков, образование государств. Для средневековой Европы развитие языков характерезовалось развитием двуязычия. Христианство возникает в древней империи. Римлянин должен помогать, но не унижаться, а христианство - человеколюбие, равенство людей. Христос происходит от женщины. Женщина - мать становится ценностью. В средневековьи жизнь разграничивается на внешнюю и внутреннюю стороны.

Ле Гофф "Воображение", Швейцер:"Смерть и воскресение Христа - это есть победа духовного над физическим".

Величие Европейской культуры состоит в том, что человек своей мыслью превосходит самого себя, изменяет самого себя.

Ле Гофф "Средневековая цивилизация".

Гуревич "Категории средневековой культуры".

1. Духовные ориентиры культуры средневековья.

2. Картина мира.

3. Культурные типы в средневековье.

1) Духовные ориентиры определяются христианством. Оно было религией и идеологией. Все делалось в соответствии с тем, как говорилось в библии, по канону. Основой средневековой культуры были рецептурные знания. Период V-X в. это был период борьбы варварского с хрис- тианским.

2) Картина мира. Пространство воспринималось иначе чем в античности. Пространство воспринималось, как пространство усадьбы. За пределами усадьбы - незащищенное пространство. Все это ограничивало мировоззрение человека. В средневековье человек не мог заявить о своей созидательной способности. Развитие человека, всегда связано с развитием общества. Восприятие пространства относительно библии.Отсутствие перспективы в средневековом сознании. Это представлено в иконе (обратная перспектива). Обратная перспектива в иконе осмысливается еще и следующим образом: не я смотрю на икону, а икона на меня.

Раушенбах:

Картина мира - это модель мира, та сетка координат, при посредствии которых люди воспринимают действительность и строят образ мира.

В средневековье картина мира была религиозная, и пространство и время воспринимаются в соответствии с этим. Иерархическая структура в религии.

Античность была патриархальна, а в средневековьи женщина - мать почитается и изменяется вообще отношение к женщине. Рыцарская любовь - женщине нужно поклоняться, совершать в честь ее подвиги, но ничего не требовать взамен. Телесное и духовное разграничивается. Образ рыцаря возникает из права собственности, т.к. был майорат. Если наследство оставалось старшему сыну, то младшие становились рыцарями.

"Вассал моего вассала - мой вассал"

Происходит разграничение внешнего и внутреннего во всех смыслах.Посредством общения с богом формируется внутренняя жизнь человека. Для общения с богом нужно внутреннее сосредоточение. Молиться душа, и душа теперь то, что истинно существует, когда остается без мира.Христианство открывает одиночество. ХХ век оказался перед проблемой одинокого сознания. Путь приближения к человеку - любовь. "Возлюби ближнего, как себя". Христианство дает исповедь. Человек дает внутренний обет токого не совершать более.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Основные понятия
Денежная реформа. Паспортный режим. «Космополитизм». Формализм в искусстве. «Лысенковщина». Культ личности. Десталинизация. Реабилитация. Либерализация. Волюнтаризм. Децентрализация управления. Совнархоз. Научно-техническая революция. Во ...

Социально-экономическое развитие Сербии в ХII—ХIV вв.
В этот период Сербия представляла собой феодальную монархию вся власть принадлежала царю. Монарх являлся главнокомандующим войсками, главой гражданской администрации, верховным судьей. Решение важных вопросов обсуждалось на саборах, на ко ...

Наша профессура
В ХИСИ насчитывалось 20 кафедр. Ведущие кафедры возглавляли видные учёные. В институте работали 22 профессора: Я.В. Столяров - заведующий кафедрой железобетонных конструкций, доктор технических наук, профессор, основоположник отечественн ...