Время Платона и Аристотеля - процесс становления познания мира. У Гомера "жизнь-есть творчество, но творчество не идей, не форм, а именно самой жизни". Становление и развитие рационализации привело к разрыву. Мы различаем вещь и идею вещи. У Гомера нет этого различия.Он воспринимает единство, внешнее равно внутреннему. Тождество внутреннего и внешнего приводит к чему-то нечеловеческому, но в целом это античная гармония высокой классики.

Средневековая культура.

1. Средневековая культура - что это ?

2. Периоды средневековой культуры.

3) До ХХ столетия средневековая культура воспринималась, как что-то темное, жестокое, варворское (Хейзинг, "Осень Средневековья").

5-11 века раннее средневековье

11-14 века собственно средневековье

14-17 века позднее средневековье

Периодизация позволяет увидеть различия в развитии сред- невековой культуры. В целом средневековая культура - это развитие языков, образование государств. Для средневековой Европы развитие языков характерезовалось развитием двуязычия. Христианство возникает в древней империи. Римлянин должен помогать, но не унижаться, а христианство - человеколюбие, равенство людей. Христос происходит от женщины. Женщина - мать становится ценностью. В средневековьи жизнь разграничивается на внешнюю и внутреннюю стороны.

Ле Гофф "Воображение", Швейцер:"Смерть и воскресение Христа - это есть победа духовного над физическим".

Величие Европейской культуры состоит в том, что человек своей мыслью превосходит самого себя, изменяет самого себя.

Ле Гофф "Средневековая цивилизация".

Гуревич "Категории средневековой культуры".

1. Духовные ориентиры культуры средневековья.

2. Картина мира.

3. Культурные типы в средневековье.

1) Духовные ориентиры определяются христианством. Оно было религией и идеологией. Все делалось в соответствии с тем, как говорилось в библии, по канону. Основой средневековой культуры были рецептурные знания. Период V-X в. это был период борьбы варварского с хрис- тианским.

2) Картина мира. Пространство воспринималось иначе чем в античности. Пространство воспринималось, как пространство усадьбы. За пределами усадьбы - незащищенное пространство. Все это ограничивало мировоззрение человека. В средневековье человек не мог заявить о своей созидательной способности. Развитие человека, всегда связано с развитием общества. Восприятие пространства относительно библии.Отсутствие перспективы в средневековом сознании. Это представлено в иконе (обратная перспектива). Обратная перспектива в иконе осмысливается еще и следующим образом: не я смотрю на икону, а икона на меня.

Раушенбах:

Картина мира - это модель мира, та сетка координат, при посредствии которых люди воспринимают действительность и строят образ мира.

В средневековье картина мира была религиозная, и пространство и время воспринимаются в соответствии с этим. Иерархическая структура в религии.

Античность была патриархальна, а в средневековьи женщина - мать почитается и изменяется вообще отношение к женщине. Рыцарская любовь - женщине нужно поклоняться, совершать в честь ее подвиги, но ничего не требовать взамен. Телесное и духовное разграничивается. Образ рыцаря возникает из права собственности, т.к. был майорат. Если наследство оставалось старшему сыну, то младшие становились рыцарями.

"Вассал моего вассала - мой вассал"

Происходит разграничение внешнего и внутреннего во всех смыслах.Посредством общения с богом формируется внутренняя жизнь человека. Для общения с богом нужно внутреннее сосредоточение. Молиться душа, и душа теперь то, что истинно существует, когда остается без мира.Христианство открывает одиночество. ХХ век оказался перед проблемой одинокого сознания. Путь приближения к человеку - любовь. "Возлюби ближнего, как себя". Христианство дает исповедь. Человек дает внутренний обет токого не совершать более.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Предмет культурологии.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении истории. Следовательно, это результат созидательной творческой деятельности людей. И тогда оказывается, что культура – это процесс, в которо ...

Детство
После смерти Василия III великокняжеский престол занял его трёхлетний сын Иван. Фактически же государством правила его мать Елена Глинская, хотя традиции не допускали участия женщин в делах управления, Василий сказал своей жене перед смер ...

Форма борьбы
Основным объектом боевой деятельности партизан стали коммуникации, особенно железные дороги. Впервые в истории войн централизованно проводился ряд крупных операций по выводу из строя вражеских коммуникаций на большой территории, которые б ...