В 1235 г. курултай решил вопрос о Великом западном походе, куда отправились примерно половина всех имперских сил – по современным подсчетам, примерно 70 000 человек. Во главе войска был поставлен внук Чингисхана Бату – хан (Батый). После планомерного покорения Волжской Болгарии, мордвы и половцев это войско в декабре 1237г подошло к границам Руси. Направились они на завоевание Рязанского княжества. Сражаться с захватчиками рязанским князьям, их дружинам и горожанам пришлось в одиночку. Город был сожжен и разграблен. После взятия Рязани монгольские войска двинулись в Коломне. В бою под Коломной погибло много русских воинов, а сам бой кончился для них поражением. 3 февраля 1238г. монголы подошли к Владимиру. Осадив город, захватчики отправили к Суздалю отряд, который взял и сжег этот город. Затем, 7 февраля был взят Владимир. При штурме был подожжен город, от огня и удушья погибло множество людей, в их числе были епископ и княгиня. Оставшиеся в живых были уведены в рабство.

Монголы быстро собирались в нужном месте для нанесения главного удара и в считанные дни брали сильно укрепленные города с помощью массированного применения осадной техники. Такая тактика не дала великому князю времени для сбора сил и позволила монголам по отдельности громить спешно собранные полки и осаждать города Северо–Восточной Руси. В результате была разорена вся Владимиро–Суздальская земля от Ростова до Твери. 4 марта 1238 г. состоялась битва на реке Сити, которая закончилась поражением русской дружины. Судьба Владимиро-Суздальской земли была решена. Тем временем другой отряд монгол осадил Торжок, и 5 марта город был взят. Отсюда монголы двинулись на Север, к Новгороду. Однако, не дойдя ста верст, монгольские войска вынуждены были повернуть назад. Причиной отхода войск противника и спасения Новгорода от погрома была не только распутица, но и обескровленность монгольских войск в предыдущих сражениях. Однако, уже на следующий год (1239 г.), монголы начали новый поход на Русскую землю. Были захвачены и сожжены Муром, Гороховец, а затем войска Батыя двинулись на юг. В декабре 1240 г. был взят Киев. Отсюда монгольские войска двинулись в Галицко-Волынскую Русь. Захватив Владимир-Волынский, Галич в 1241 г., Батый вторгся в Польшу, Венгрию, Чехию, Моравию, а в 1242 г. дошел до Хорватии и Далмации. Однако в Западную Европу монгольские войска вступили значительно ослабленными, вызванным мощным сопротивлением, встреченным ими на Руси. Этим объясняется во многом то, что если на Руси монголам удалось установить свое иго, то Западная Европа испытала только нашествие и то в меньших масштабах. В этом историческая роль героического сопротивления русского народа нашествию монголов.

Однако при всех последствиях для Руси монгольского нашествия, оно на Руси имело и некоторые особенности, способствующие тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе навсегда изгнать из родных мест завоевателей.

В отличие от стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья монголы отказались от прямого включения русских земель в состав своего государства и создания на них своей постоянно действующей администрации. Зависимость Руси от монгольских ханов выражалась главным образом в тяжелой дани. В конце XIII в. под давлением народных антимонгольских выступлений, сбор дани монголы вынуждены были передать русским князьям. Затем из русских городов были отозваны баскаки, что в дальнейшем уменьшило возможность монгол непосредственно вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси. Эта особенность монгольского ига объяснялась не столько отсутствием на Руси благоприятных условий для экстенсивного кочевого скотоводства монголов, сколько героической борьбы русского народа против иноземных захватчиков как во время нашествия Батыя, так и на протяжении всего периода монгольского ига.

Кроме того, монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русского людей, и прежде всего на их православную веру, хотя и разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию, внешне и у себя не мешали отправлению любых религиозных обрядов. Русское духовенство монголы не без основания считали нередко своими союзниками. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а папа был врагом монгол. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с монголами. В свою очередь монголы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Позже церковь сыграла значительную роль в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы: