Местом сбора купцов, заинтересованных в черноморской торговле стал Судак (Солдайя) на Крымском полуострове, здесь собирались купцы из Московии и Турции. Е Крыму надолго обосновалась часть Золотой Орды – Крымское ханство. Купцы-русичи привозили в Судак дорогие меха и другие товары. Крымским татарам платили с каждой телеги пошлину: если везли ткани, то две штуки (свертка) < телеги. Восточные "гости" привозили шелковые и бумажные ткани, пряности.

Волжский торговый путь использовался в XIII–XV вв. значительно реже, так как татары захватывали и грабили суда с товарами.

Трудно проходила торговля в Нижнем Новгороде – сюда купцы приплывали на различных судах (паузках, карбасах, лодьях, учанах и стругах) из разных городов Руси и соседних стран. Но в XII – начале XIV в. они часто подвергались грабежу со стороны степняков и ушкуйников из новгородской земли. Лишь с образованием Русского централизованного государства здесь на базе богатого Макарьевского монастыря сформировалась Макаръевская ярмарка. Этой ярмарке, ставшей позднее Нижегородской, суждено было стать важной составной частью рыночной инфраструктуры России.

Москва становится постепенно одним из торговых центров Руси с середины XIV в. С 1355 г. сюда стали приезжать купцы-сурожане (из Судака). Видимо, до Судака дошла молва об экономическом укреплении Московского княжества. В 1389 г. здесь широко известно было подворье армянского купца Авраама. К концу XIV в. в Москву зачастили купцы из Литвы.

В XIV в. дважды в год проводятся ярмарки в Вильно, куда приезжали и купцы из Московии. В наиболее крупных городах Северо-Восточной Руси, затем в Московии каждое воскресенье проводились торги, т.е. ярмарки местного и регионального значения, ведущие родословную еще от торжков IX–X вв. в Древней Руси. Таким образом, торжки – торги – ярмарки как составная часть рыночной инфраструктуры, зародившись в IX–X вв., активно развиваются в XIV в. Право беспошлинной торговли получают монастыри, в первую очередь Троице-Сергиева лавра. Экономически сильными были монастыри Константиновский и Макарьевский.

Тесно были взаимосвязаны ремесло и торговля. С конца XIV в. на Руси растет каменное строительство церквей, монастырей, городских, кремлевского типа, укреплений. Иконописцы Даниил Черный, Феофан Грек, Андрей Рублев принимают непосредственное участие в создании шедевров мировой архитектуры и искусства, расписывая церкви Рождества Богородицы в Москве, Богородицы Владимирской, Московского Андроникова монастыря и т.д. Для строительства и украшения этих и многих других церковных сооружений требовались разнообразные материалы, поставку которых организовывали купцы – они закупали олово и медь, золото и серебро, драгоценные камни и жемчуг. Много меди требовалось для литья колоколов, а для написания икон – множество разнообразных красок и дерево разных пород, драгоценные камни для украшения окладов.

Но в особенно больших объемах требовались строительные материалы, в доставке которых тоже принимало участие купечество. Строительный "бум", начавшийся на Руси в преддверии и после Куликовской битвы, означал не только духовный, но и материальный подъем. Возведение христианских святынь способствовало сплочению народа, выработке единой идеологии, единой национальной идеи.

Русское купечество не только торговлей и доставкой различных товаров помогало в развитии этих процессов Купцы вкладывали большие деньги в создание русской государственности, ссужая в долг или отдавая безвозмездно огромные суммы Великим князьям, царям, позднее императорам Российской империи. Купечество впереди всех сословий шло в первоначальном накоплении капиталов для развития рыночной экономики. Многие купцы стали в XVII–XVIII вв. предпринимателями: мануфактурщиками и заводчиками.

Они помогали и Русской Православной Церкви, делать громадные пожертвования, выступая в роли благотворителей.

Итак, с превращением в товар результатов человеческого труда и появлением денег торговля становится отличительной чертой генезиса товарно-денежных отношений.

Функции торговли, исходя из особенностей экономической истории Руси – России, наиболее ярко проявились начиная с XV в. Но уже с самого зарождения российской цивилизации и оформления государственности торговля стала связующим звеном: между развивающимся сельским хозяйством и промышленностью на ее первом этапе – ремесленном производстве; между городом и деревней; между отдельными регионами внутри страны, в течение первых нескольких веков это означало связь между северными и южными областями; между Русью и другими странами.

До XV–XVI вв. основными торговыми путями были: водный путь из "варяг в греки"; сухопутный путь в Северную Европу из Новгорода, Пскова, Полоцка и далее морем через Балтийское море; торговля с помощью торговых городов в Крыму с западными и восточными соседями; очень опасный Волжский путь – через Итиль – по Каспийскому морю в арабские страны; менее известным было пятое, сухопутное, направление торговли из Киева в Чехию, Польшу, Западную Германию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

Избранная рада.
Этим настроением, как мы знаем от Курбского, и воспользовалось духовенство и благомыслящая часть боярства. Нравственную поддержку удрученному царю оказал сначала придворный священник Сильвестр, а затем митрополит Макарий и другие мужи, пр ...

Российско-британские отношения в 80-е гг. XIX в. Конец политики «блестящей изоляции» Великобритании
Адекватной оценке роли военных планов в отношении Индии в отечественной историографии англо-русского соперничества на Среднем Востоке препятствовало обращение исследователей к более масштабным и, на их взгляд, исторически значимым события ...

Смоленское княжение
Ростислав был лучший блюститель народных вечевых прав. Особенно характеристической чертой смоленского княжества было совершенное слияние княжеской дружины с земщиной, принимавшей здесь самое деятельное участие во всех общественных и полит ...