С наступлением эпохи Средневековья греческие колонии на границах будущего Древнерусского государства пришли в запустение, и, в отличие от западноевропейского региона, здесь не образовывались в V–VII вв. молодые государства, идущие по пути феодализации. Расселившиеся севернее восточнославянские племена, при отсутствии государственности и недостаточном развитии производительных сил, не имели денег в хождении и достаточно товаров, чтобы продавать и покупать их на деньги. Продолжалось Великое переселение народов, волны степняков накатывались на редкие поселения восточных славян.

Но они не всегда находились в состоянии войны друг с другом. Торговля носила меновой характер (Т<->Т). Древним русичам, уже с появлением государства в IX–X вв., печенеги предлагали в обмен на хлеб, мед, воск крупный рогатый скот, лошадей. При Великом князе Святославе русичи торговали в Переяславце Дунайском с купцами из Чехии и Венгрии. При этом использовались уже серебряные деньги, полученные от торговых отношений с арабами и Византией (диргемы). Новгородские купцы в это время торговали с балтами, ливами и другими.

Русичи, как и волжские булгары, уже тогда выступали посредниками в торговле между Европой и Азией. Составив определенную конкуренцию арабским купцам, этим самым они препятствовали завоеванию арабами европейского рынка. Булгары к тому времени намного активнее, чем русичи, использовали такие водные артерии, как Волга и Шексна, чтобы продвинуться на ладьях вверх, к северо-западу для закупки мехов. Доходили они и до Киева через Мордовию. Торговлю арабов и булгар с русичами, мордвой и другими называли "немою". Обе стороны не знали языка друг друга, поэтому одни молча клали товары и уходили, другие приносили свои изделия для обмена. В случае обоюдного согласия торг ("мена") свершался. Это также свидетельствует об отсутствии в то время денег на Руси.

В договоре Великого Владимира, будущего крестителя Руси, с булгарами в конце IX в. впервые говорится о купцах как "отдельном разряде людей в городах". Это ценное свидетельство раннего генезиса купечества на Руси.

Владимир Святой уже понимал выгоду торговли для княжеской казны и попытался впервые в экономической истории Руси упорядочить ее. В том же договоре он обязывает булгар покупать товар не в селах боярских вотчин (одновременно подтверждается начальный процесс феодализации), а в городах. Таким образом, первоначально торговля проводилась бессистемно, каждый, кто имел излишек собственности, сбывал его. Можно сделать и второй вывод: в домохозяйствах свободных смердов, у ремесленников проявляется уже в конце X в. товарность производства в виде наличия излишков продукта и изделий.

Сразу с воцарением Олега в Киеве в качестве Великого князя "со дружиною", отмечает Константин Багрянородный, славяне окрестных племен стали рубить в лесах лодки-однодеревки и спускать их по Днепру в Киев на продажу. Факт этот свидетельствует, что Рюриковичи использовали Днепр для торговли на две стороны – со скандинавами к северу и с греками-византийцами к югу. Подчеркивается роль северных племен (новгородцев, северян, кривичей) в торговле, дух предпринимательства проникает в среду полян (район Киева), древлян и т.д.

Таким образом, русичи в IX–X вв. явились также первыми посредниками в торговле между народами севера и юга Европы. Византийским купцам торговые люди с Руси предлагали: мед, воск, меха, невольников, эти товары ценились и в Переяславце Дунайском. Русичи обменивали их на золото, серебро (в виде товаров), вино, фрукты, лошадей из Венгрии.

Внешняя, особенно меновая, торговля свидетельствовала о слабом развитии производительных сил в молодых государствах. То, чего не имели, можно было получить двумя путями: войной или разбоями, а также торговлей. Экономическая история свидетельствует: русские люди предпочитали второй путь. Товары на продажу формировались из двух источников:

1) дани с подвластных племен;

2) охотничьих трофеев в виде мехов и меда от диких пчел.

В IX–X вв. Древнерусское государство освоило три торговых пути:

1) "из варяг в греки" – в Скандинавию и Византию по Днепру;

2) в Волжскую Булгарию – к устью Дуная.

3) на восток – в Хазарский каганат.

Русы на лодьях входили из Азовского моря в устье Дона, поднимались вверх по реке до пограничной хазарской крепости Саркел или Белая Вежа, перетаскивали здесь суда на сушу и, пройдя с ними небольшой волок до Волги, спускались к столице хазар Итилю, что располагалась вблизи нынешней Астрахани. Хазары интересовались мехами, жены хазарских каганов (князей, царей) первыми ввели в моду на Востоке шубы, подбитые русскими горностаями или соболями. Покупали хазары и рабов из числа пленных, попадавших к русичам. В обмен они отдавали дорогие камни, бисер, изделия из золота и серебра (цепочки, ожерелья, запястья, кольца, булавки, пуговицы, бляхи для украшения не только одежды, но и конской сбруи), шелковые, шерстяные и бумажные ткани, овощи, пряности ь вино. Перечень этот интересен не только широким ассортиментом товаров с Востока, которые доставались воинственным хазарам часто во время набегов. Интересно другое – чуть ли не впервые в источниках называется цена на отдельные товары в арабских дергемах. В то время они шли не только как средство платежа, но и как средство накопления богатства, как товар. Серебряные дергемы использовали на украшения, передавались по наследству, закапывались в землю в виде клада. Но часть этих монет переходила в княжескую казну, шла на оплату дружинникам, поэтому деньги эти часто находили позже в виде кладов (на пути следования в Скандинавию).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подобные материалы:

Сан-Стефанский прелиминарный договор. Берлинский трактат
Прелиминарный договор представители Российской и Османской империй подписали 3 марта 1878 в г.Сан-Стефано (Ешилькёй). В соответствии с ним на территории от Дуная до Эгейского моря и от Черного моря до Охридского озера (общей площадью 160 ...

Особенности и предпосылки объединения русских земель
Объединение земель и образование русского единого государства значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и уста ...

Армейские реформы Цинь Шихуана и их дальнейшее развитие.
В Поднебесной на смену Бронзовому веку пришел век Желез­ный, историки часто используют это время для разделения Китая Древнего и Средневекового. Но что же военно-педагогическая мысль? Произошли ли изменения здесь? И если произошли, то ка ...