Это событие ознаменовало начало глубокого политического кризиса, который имел далеко идущие последствия. Именно в эти годы в процессе борьбы с силами международного империализма и обострения противостояния внутренних сил был достигнут существенный прогресс в развитии египетского парламентаризма.

Уже в первые дни работы открывшейся 2 января 1879 г. очередной сессии парламента появились признаки, свидетельствующие о переменах в настроениях депутатов, которые открыто выступали с критикой международного министерства, против раболепного выполнения распоряжений иностранных контролеров. О возросшем самосознании депутатов свидетельствовал и тот факт, что они, опустив слово "Шура" стали именовать с этого времени свой парламент Палатой депутатов. В противовес горстке компрадоров - сторонников Запада, значительная часть господствующего класса поддерживала группу приверженцев идеи формирования национального правительства, образовавших "Ал-Хизб ал-Ватани" (Национальная партия) во главе с крупнейшим деятелем либерального направления Шериф-пашой. Главной опорой этой организации была Палата депутатов.

Депутаты, втайне поддерживаемые хедивом, выговорили себе право давать предварительное одобрение всем законам, связанным с налогообложением24. Однако уже через месяц на историческом заседании 27 марта 1879 г. депутаты отказались выполнять указ хедива о роспуске Палаты, подписанный под давлением иностранных держав и в качестве "представителей нации" продлили сроки своей деятельности до тех пор, пока не будут рассмотрены финансовые вопросы25.

Депутаты выступили инициаторами созыва 2 апреля 1879 г. представительного собрания египетской знати, на котором был провозглашен "Национальный манифест" (Ал-Лаиха ал-Ватанийа). Отвергнув проект финансового урегулирования министра финансов - англичанина Вильсона и его тезис о том, что Египет потерпел банкротство. Палата выдвинула собственный контр-план урегулирования финансовых проблем, в котором утверждалось, что доходы правительства достаточны как для покрытия текущих расходов, так и уплаты долгов кредиторам. Кроме того, в манифесте выдвигалось требование преобразовать Палату депутатов в "признанную власть по образцу европейских парламентов" и введение принципа ответственности правительства перед парламентом26.

7 апреля хедив заявил о том, что он полностью принимает принципы Национального манифеста и, несмотря на протесты европейских министров, отправил в отставку европейский кабинет и поручил Шериф-паше, лидеру египетских конституционалистов, сформировать чисто национальный кабинет, что означало ликвидацию системы двойственного контроля и формальное восстановление национального суверенитета. Это был далеко рассчитанный шаг: во-первых, он вновь перехватил инициативу у Палаты и направил ее энергию против иностранных контролеров; во-вторых, расширяя права Палаты и ограничивая свою абсолютную власть, хедив как бы демонстрировал державам свои конституционные наклонности. В конечном счете, он рассчитывал смягчить недовольство европейцев и добиться освобождения от иностранного контроля.

Национальный кабинет, отмечая заслуги депутатов в свержении "европейского кабинета", первым делом продлил сроки работы парламента, а 17 мая Шериф представил Палате депутатов разработанный им проект новой конституции, которая отражала не только взгляды автора, но и настроения, царившие среди наиболее активной части депутатов весной 1879 г. Конституционная комиссия парламента в составе 15 человек во главе с одним из лидеров "Национальной партии" и председателем парламента Ал-Мувейлихи внесла существенный вклад в окончательную редакцию этого документа. Проект "Основного закона" 1879 г. представляет большой интерес и свидетельствует о значительном развитии египетского конституционализма в сравнении с конституцией 1866 г. Часть положений повторяет в ряде случаев в несколько модифицированной форме статьи предыдущего документа, обеспечивая преемственность. Вместе с тем, она содержит несколько принципиально новых положений:

Полная свобода депутатов высказывать свое мнение и принимать решения; при этом они не должны быть связаны какими-либо инструкциями, обещаниями или угрозами (ст.9).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

Сущность, содержание и первые итоги новой экономической политики
Общественно-политический кризис в Советской Республике в 1920-1921 гг. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы Массовые антибольшевистские восстания. Кронштадтский мятеж. Х съезд РКП (б). Сущность, содержание и первые итоги но ...

Внешняя политика Федора (III) Алексеевича Романова (1676-1682)
Наследником Алексея стал его болезненный сын Федор, который 15-летним был венчан на царство – один из наиболее образованных правителей России, который обучен был польскому, древнегреческому языкам и латыни, проявлял уважение и интерес к з ...

Рейхсканцлер О. фон Бисмарк, era экономическая и социальная политика. «Культуркампф»,
Первый канцлер Германской империи, ее «крестный отец», князь Ommo фон Бисмарк пользовался полным доверием Вильгельма I и фактически сам управлял страной в течение 20 лет, с 1871 по 1890 гг. Благодаря уму, энергии, огромной воле этот выдаю ...