В случае разногласий между Палатой и правительством, после проведения ряда конституционных процедур, право окончательного решения сохранялось за Палатой (ст.11).

Заседания Палаты должны были проходить открыто (ст.14).

На первом заседании нового состава Палаты каждый депутат должен был произнести клятву верности хедиву и Отечеству (ст.18).

Любой египтянин, обладающий избирательными правами, мог подать прошение в парламент через одного из депутатов (ст.23) 27.

Министры были обязаны к первому заседанию очередной сессии Палаты представить все проекты законов и декретов, разработанных ими, и любой документ, отвергнутый парламентом, не мог быть повторно передан ей на текущей сессии (ст.26-28).

Министры были ответственны перед Палатой за все свои решения и действия (ст.36, 43-44).

Палата имела право контролировать финансы и утверждать бюджет страны (ст.45-46) 28.

Проект Конституции 1879 г. в гораздо большей степени учитывал достижения современного европейского конституционализма, что дало основание некоторым авторам считать ее первой египетской конституцией29. Однако по своему духу и названию конституция 1879 г. представляла собой развитие первой конституции, по сравнению с которой значительно расширялись права законодательного органа и увеличивался его контроль над исполнительной властью. Проект, отражая политические реалии времени, имел две яркие особенности: во-первых, был направлен против иностранного вмешательства; во-вторых, ограничивал абсолютную власть хедива. Проект конституции был одобрен правительством, а затем 8 июня Палатой депутатов, но так и не вступил в силу, так как Исмаил не успел его подписать. События 7 апреля были расценены в Европе как государственный переворот и хедив по настоянию держав 25 июня был низложен султаном.

Новый хедив Тевфик отказался подписать проект конституции, восстановил двойственный контроль и расформировал национальное правительство. Хедив вознамерился лишить кабинет статуса независимого исполнительного органа, но полного возвращения абсолютной власти ему не удалось добиться, хотя он вернул себе право присутствовать, а в случае необходимости и председательствовать на заседаниях правительства30.

Период реставрации, отмеченный острой борьбой, завершился 9 сентября 1881 г. восстанием каирского гарнизона во главе с полковником Ураби. Основными требованиями армии были созыв Палаты депутатов и формирование национального правительства во главе с Шерифом. Последний не без колебаний принял это предложение. Будучи человеком с развитым чувством собственного достоинства, независимых взглядов и не склонный играть роль марионетки в руках лидеров революционной армии, он рассчитывал ограничить вмешательство армии в политику. Вполне сознавая опасность радикализации революции и установления военной диктатуры, он решил направить ход событий в рамки конституционного развития31. Поэтому с первого же дня прихода к власти (14 сентября) он приступил к проведению выборов в Палату депутатов. Вскоре между Шерифом и лидером революции Ураби возникли серьезные разногласия. В то время как первый хотел провести выборы на основании ограниченного избирательного закона 1866 г., Ураби настаивал на проведении в жизнь более демократической избирательной системы, разработанной самим Шерифом в 1879 г., но не утвержденной хедивом. Было вполне естественно, что вожди революции 9 сентября стремились продолжить развитие политических учреждений с той стадии, на которой оно было прервано вмешательством Европы. В конце концов Ураби уступил Шерифу, готового выйти в противном случае в отставку32.

египетский конституционализм палата совещательная

26 декабря 1881 г. открылась первая сессия четвертого состава Палаты, а 2 января 1882 г. Шериф внес в парламент для обсуждения и утверждения проект Основного закона, передав парламенту функции учредительного собрания, ответственного за разработку конституции33.

Несмотря на изменение и совершенствование некоторых формулировок, Конституция 1882 г. не отличалась от проекта Конституции 1879 г.: в ней содержались основные идеи современного парламентаризма, такие как определение принципов министерской ответственности перед Палатой, право последней утверждать законы, бюджет и вводить налоги. Правительство и Палата (ее конституционная комиссия) уже в середине января были близки к окончательному согласованию документа, если бы не январский кризис 1882 г., вызванный как и предыдущий (1879 г.) вмешательством Англии и Франции, которые 8 января представили египетскому правительству совместную ноту, в которой категорически отвергалось право Палаты принимать решения по бюджету. Шериф, испытывавший сильнейшее давление со стороны держав (новая нота от 26 января), решил пойти на компромисс с державами.31 января он внес в Палату модифицированный проект Конституции, в который был внесен ряд поправок, лишавшие парламент контроля над финансами, что фактически означало ограничение суверенитета страны, а возникшие спорные вопросы премьер предлагал решать посредством переговоров с державами34. Однако парламент, находившийся под влиянием революционной армии, отклонил статьи проекта конституции, включенные по требованию европейских кредиторов и высказался за решительную борьбу с иностранным контролем. Умеренный и либеральный Шериф был заменен решительным и радикальным сторонником революции М.С. Ал-Баруди.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

Культура самурайского общества
Меж цветов красуется сакура, меж людей – самурай Японская пословица ...

Основные направления развития сибирского предпринимательства в конце XIX – начале XX вв.. Основные особенности развития сибирского предпринимательства
Перед тем, как охарактеризовать основные направления сибирского предпринимательства, мы считаем, что необходимо выделить основные особенности, в рамках которых происходило развитие сибирского предпринимательства. Одной из характерных осо ...

Государство Сефевидов в XVI в.
На рубеже XV—XVI вв. в Иране, переживавшем смутное время, на арену истории выдвинулись представители тюркского рода Сефевидов. Они являлись наследственными шейхами дервишского ордена Сефевийе, образованного в начале XIV в. мелким феодалом ...