События 2-5 февраля 1882 г. ознаменовали фактическую ликвидацию двойственного контроля и установление революционной диктатуры армии. Новое правительство, в состав которого впервые вошли два активных депутата парламента, приняло 7 февраля проект Конституции, которая в тот же день была утверждена парламентом и подписана хедивом.

Конституция 1882 г., в основу которой был положен проект Шерифа, предложенный парламенту 2 января, в который были внесены некоторые предложения депутатов, обобщенные председателем парламента Султан-пашой, явилась попыткой учреждения системы национальных политических институтов перед лицом европейских угроз автономии Египта35. В соответствии с Основным законом депутаты избирались на срок в пять лет и получали жалованье в 100 ег. ф. в год, председатель Палаты выбирался хедивом из числа трех кандидатов, предложенных ему парламентом; министры, назначаемые хедивом, были ответственны перед Палатой, которая получила право утверждать бюджет, за исключением тех его частей, которые предназначались для уплаты государственного долга, новые налоги, договоры, контракты или обязательства правительства с третьей стороной; Палата получила право выступать с законодательной инициативой (наряду с правительством), но с совещательным правом; она имела право вносить поправки, утвердить или отвергнуть любой пункт рассматриваемого закона.

Таким образом, в условиях напряженной борьбы за отстаивание национального суверенитета была выработана Конституция 1882 г., которая явилась наивысшим достижением египетского парламентаризма в XIX в., а Палата депутатов превратилась в высший законодательный орган. Через месяц, 21 марта Палата приняла новый более демократический избирательный закон, который явился развитием предыдущих избирательных законов. Его главное новшество состояло в том, что вводились двухступенчатые выборы: сперва избирали сотенных выборщиков (представителей от каждых ста избирателей), которые уже, в свою очередь, выбирали депутата Палаты, число членов которой увеличивалось до 12536.

Период с 1866 по 1882г г. был наиболее плодотворным в истории парламентаризма в Египте и отмечен поступательным развитием конституционных и законодательных актов, расширявших права Парламента. Однако действие Конституции 1882 г. не было надлежащим образом испытано на практике. Революция Ураби и последующая британская оккупация привели к нарушению нормальной политической жизни. Устанавливая свой контроль над Египтом, английские колонизаторы первым делом отменили конституцию 1882 г. В новом "Основном законе" (1883 г.), разработанном Дафферином37, предусматривалось создание двух новых полу-парламентских институтов по индийскому образцу - Законодательный совет38 и Генеральное собрание. Первый состоял из 30 членов, 14 из которых, включая председателя и одного из вице-председателей, являлись постоянными членами и назначались хедивом и его министрами, остальные 16 членов, включая второго вице-председателя, избирались на шесть лет провинциальными советами (из своей среды) и выборщиками-делегатами от Каира и Александрии39. Законодательный совет должен был созываться в первый день февраля, апреля, июня, августа и октября, а функции его заключались в рассмотрении бюджета и всех подготавливаемых правительством законов, но он не обладал правом законодательной инициативы, а его поправки могли отвергаться правительством.

Итак, его права были весьма ограниченными. Генеральное собрание включало в свой состав Законодательный совет, шесть министров и 46 депутатов, избираемых на шесть лет по двухстепенной системе выборов, и состояло из лиц, которые платили не менее 50 ег. ф. прямых налогов. Собрание имело также исключительно совещательные прерогативы. Однако оно было наделено одним правом негативного свойства, поскольку никакой новый налог не мог быть введен без ее согласия40.

Наиболее важным в британском "Основном законе" было восстановление абсолютной власти хедива, в руках которого была сосредоточена вся полнота исполнительной власти - он назначал и смещал министров, которые были ответственны только перед ним, высших гражданских и военных чиновников, осуществлял законодательную власть, то есть была восстановлена автократическая власть монарха, какой он обладал в соответствии с Конституцией 1866 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

Второе турецкое завоевание
Развязка наступила в 1872 г. После открытия Суэцкого канала в 1869 г. Османская империя получила возможность установить прямые морские связи со своими аравийскими владениями. Это дало ей возможность активизировать свою захватническую поли ...

Городское управление
Периферийное положение Далмации и затрудненность сообщения с Константинополем привела к тому, что в Далмации как правило не было специального императорского наместника. Его функции исполнял старший приор (градоначальник) города Задара[18] ...

Мнения историков
Большинство современников, близко знавших Александра Александровича, и дореволюционные историки, признавая небольшие умственные способности царя, отмечали наличие у него здравого смысла чувства ответственности за Россию, но при этом неко ...