Таким образом, были ликвидированы достижения египетского конституционного движения, а страна была отброшена к прежней деспотической системе. Британская система косвенного управления ("Мы не правим Египтом, мы управляем лишь его правителями") основывалась на сильной власти полностью зависимого от них хедива41.

Параллельно с египетскими правительственными структурами во главе с хедивом была создана реальная британская структура управления, которая не была отражена ни в одном правовом документе. Номинальный характер египетских представительных институтов привел к потере интереса к выборам как среди избирателей, так и их избранников. Деятельность депутатов этого времени отличалась апатичностью и безынициативностью; чаще всего они без особого обсуждения вопроса утверждали предложения своих лидеров. Что касается Генерального собрания, то оно с 1883 г. по 1892 гг. созывалось не более четырех ("Основной закон" предусматривал ее созыв не реже чем раз в два года) раз, а обсуждения вопросов были краткими и бесцветными42. И только в период подъема освободительного движения после знаменитого Деншавайского дела (13 июня 1906 г.) настроения улицы стали оказывать влияние на некоторых депутатов, что проявилось в требовании Законодательного собрания в 1908 г. восстановить Палату депутатов и конституционное правительство43. В ответ на это и другие подобные требования колониальные власти отвечали, что время для формирования представительных органов в Египте еще не наступило.

Стремясь воспрепятствовать расширению национального движения, колониальные власти решили создать более популярный представительный орган.1 мая 1913 г. был издан новый Основной закон без какого-либо предварительного ознакомления и обсуждения в стране. Он предусматривал формирование однопалатного парламента - Законодательного собрания. Изменения в парламентской системе носили чисто формальный характер. Собрание должно было состоять из министров, 66 избранных и 17 назначенных правительством депутатов. Избирательный закон предусматривал двухстепенные выборы, в которых могли принять участие около двух миллионов человек. Каждый избранный депутат представлял 200 тысяч избирателей44. Депутат должен был быть не моложе 35 лет, грамотным и платить земельный налог 50 ег. ф. и выше, либо налог на городскую недвижимость не менее 20 ег. ф. в год45.

Власть Законодательного собрания существенно не отличалась от полномочий предшествующего парламента. Оставаясь преимущественно консультативным органом, оно все же приобрело больший вес при обсуждении новых законов и бюджета. Собрание получило право обсуждать ответы правительства на свои замечания (такого права не было у его предшественников), однако его ответы не имели обязательной силы для правительства. Депутаты были заметно ближе министрам, в связи с тем, что их запросы и поправки стали обсуждаться совместно с последними. Новым было и то, что Собрание получило право законодательной инициативы (за исключением права представления проекта новой Конституции) 46. Наконец, и по числу избирателей, и по количеству избранных депутатов Собрание было более представительным органом47 и задумывалось, по мнению одного из авторов Основного закона, как "улучшение прежней системы", "скромным и осторожным продвижением в направлении к более демократической системе управления"48. После установления британского господства в социальном составе парламента произошли определенные сдвиги. В новых условиях, особенно после ликвидации в конце XIX в. разделения налога хараджийа и ушурийа, наряду с помещиками коренного происхождения появился сравнительно немногочисленный, но влиятельный слой турко-черкесских пашей, а также группа лиц, свободных профессий и купцов. Так, например, в Законодательном совете из 16 выбиравшихся депутатов 8 были представителями городов, а в Генеральном собрании из 46 выбиравшихся депутатов 14 представляли горожан49.

Состав Законодательного собрания, избранного в декабре 1913 г., свидетельствовал о серьезных сдвигах в настроениях египтян. Среди депутатов оказались многие видные политические и общественные деятели, руководители национально-освободительного движения, которым предстояло сыграть выдающуюся роль в истории страны. Председатель Собрания и один из вице-председателей были назначены правительством. Второй вице-председатель Собрания был избран после созыва парламента. Избранным вице-председателем стал Саад Заглуп - крупнейший политический деятель первой трети XX в.50.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

Восстание в Горном лагере под Норильском
В октябре 1952 г. в Горлаг прибыл этап из Караганды – 1200 человек, в основном участники национального сопротивления с Западной Украины и из Прибалтики. В особый лагерь их перевели в наказание за массовое неповиновение, убийства «стукачей ...

Снова в поход
Вначале августа 1999-го ваххабиты, чеченские боевики и наёмники вошли в сёла Ботлихского района Дагестана. В 1994 - 1996 годах в этих селениях нашли пристанище убежище от войны чеченцы. Основную массу боевиков составляли арабы, выходцы из ...

Карибский кризис.
Осенью 1962 года в ходе острого столкновения политической воли, властных амбиций и догматизма трех лидеров – Феделя Кастро, Джона Кеннеди и Никиты Хрущева – мир оказался на грани ядерного самоуничтожения. Карибский кризис был кризисом до ...