История египетского конституционализма в XIX – первой четверти XX вв.Страница 7
Таким образом, были ликвидированы достижения египетского конституционного движения, а страна была отброшена к прежней деспотической системе. Британская система косвенного управления ("Мы не правим Египтом, мы управляем лишь его правителями") основывалась на сильной власти полностью зависимого от них хедива41. Комплект для капельного полива GREEN-ROSTOK.
Параллельно с египетскими правительственными структурами во главе с хедивом была создана реальная британская структура управления, которая не была отражена ни в одном правовом документе. Номинальный характер египетских представительных институтов привел к потере интереса к выборам как среди избирателей, так и их избранников. Деятельность депутатов этого времени отличалась апатичностью и безынициативностью; чаще всего они без особого обсуждения вопроса утверждали предложения своих лидеров. Что касается Генерального собрания, то оно с 1883 г. по 1892 гг. созывалось не более четырех ("Основной закон" предусматривал ее созыв не реже чем раз в два года) раз, а обсуждения вопросов были краткими и бесцветными42. И только в период подъема освободительного движения после знаменитого Деншавайского дела (13 июня 1906 г.) настроения улицы стали оказывать влияние на некоторых депутатов, что проявилось в требовании Законодательного собрания в 1908 г. восстановить Палату депутатов и конституционное правительство43. В ответ на это и другие подобные требования колониальные власти отвечали, что время для формирования представительных органов в Египте еще не наступило.
Стремясь воспрепятствовать расширению национального движения, колониальные власти решили создать более популярный представительный орган.1 мая 1913 г. был издан новый Основной закон без какого-либо предварительного ознакомления и обсуждения в стране. Он предусматривал формирование однопалатного парламента - Законодательного собрания. Изменения в парламентской системе носили чисто формальный характер. Собрание должно было состоять из министров, 66 избранных и 17 назначенных правительством депутатов. Избирательный закон предусматривал двухстепенные выборы, в которых могли принять участие около двух миллионов человек. Каждый избранный депутат представлял 200 тысяч избирателей44. Депутат должен был быть не моложе 35 лет, грамотным и платить земельный налог 50 ег. ф. и выше, либо налог на городскую недвижимость не менее 20 ег. ф. в год45.
Власть Законодательного собрания существенно не отличалась от полномочий предшествующего парламента. Оставаясь преимущественно консультативным органом, оно все же приобрело больший вес при обсуждении новых законов и бюджета. Собрание получило право обсуждать ответы правительства на свои замечания (такого права не было у его предшественников), однако его ответы не имели обязательной силы для правительства. Депутаты были заметно ближе министрам, в связи с тем, что их запросы и поправки стали обсуждаться совместно с последними. Новым было и то, что Собрание получило право законодательной инициативы (за исключением права представления проекта новой Конституции) 46. Наконец, и по числу избирателей, и по количеству избранных депутатов Собрание было более представительным органом47 и задумывалось, по мнению одного из авторов Основного закона, как "улучшение прежней системы", "скромным и осторожным продвижением в направлении к более демократической системе управления"48. После установления британского господства в социальном составе парламента произошли определенные сдвиги. В новых условиях, особенно после ликвидации в конце XIX в. разделения налога хараджийа и ушурийа, наряду с помещиками коренного происхождения появился сравнительно немногочисленный, но влиятельный слой турко-черкесских пашей, а также группа лиц, свободных профессий и купцов. Так, например, в Законодательном совете из 16 выбиравшихся депутатов 8 были представителями городов, а в Генеральном собрании из 46 выбиравшихся депутатов 14 представляли горожан49.
Состав Законодательного собрания, избранного в декабре 1913 г., свидетельствовал о серьезных сдвигах в настроениях египтян. Среди депутатов оказались многие видные политические и общественные деятели, руководители национально-освободительного движения, которым предстояло сыграть выдающуюся роль в истории страны. Председатель Собрания и один из вице-председателей были назначены правительством. Второй вице-председатель Собрания был избран после созыва парламента. Избранным вице-председателем стал Саад Заглуп - крупнейший политический деятель первой трети XX в.50.
Подобные материалы:
Воспитание, образование, начало
царствования
Александр II – император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля 1818 г.
Естественно, что огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарх ...
Перестройка
В перестройке можно выделить три крупных этапа: 1) 1985-1986 гг.; 2) 1987-1988 гг.; 3) 1989-1991 гг[1].
Первый этап характеризуется попытками крупномасштабных административных преобразований, не затрагивающих экономических и политических ...
Основные понятия
Вотчина, поместье. Барщина, оброк, ловаз. Пожилое,1 Юрьев день, заповедные лета, урочные лета. Крепостное право. Посад, слобода, белая слобода. Судебник. Царь. Избранная рада. Приказ, дьяк. Местничество, кормление. Боярская дума. Земский ...