После формирования своих идей ишутинцы предпринимают шаги по претворению их в жизнь. Надеясь поднять крестьянские массы на всеобщее восстание, проводится план "хождения в народ". За каждым из руководящих членов организации закреплялся определенный район, в котором они должны были найти тех, "на сочувствие которых можно надеяться". Правда это явление носит пока единичный характер [1].

Интересно, что на первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике индивидуального террора. С этой целью была разработана особо законспирированная группа "Ад". Каракозов, состоящий в этом заговоре, пытался убить Александа II, когда тот 4 апреля 1866г., гулял в Летнем саду. Пуля просвистела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его руку [3]. Все ишутинцы были отправлены на каторгу, а Каракозов казнен. Выступления молодежи принимали все более экстремистский характер [4].

Вступление "в организацию" некоторые студенты объясняли так: "Наше дело - расчистить дорогу, а там явятся люди, которые воссоздадут царство социализма". Не имея представления о сущности будущего средством введения социализма они, в конце концов, признают революцию: захват власти, истребление правительства, распространение в крайних городах России крайне социалистических убеждений вроде "идеала Фурье", пропаганда их в народе, сближение с рабочими.

Дальнейший процесс формирования социалистических воззрений ишутинцев вырисовывается яснее при выяснении воззрений кандидата Московского университета А.П. Спиридова. Их идеалом был социализм Чернышевского. Они занимались подпольной работой, ставили целью уничтожение царского дома, ниспровержение существующего порядка управления, введение конституции. Кроме того, они действовали совместно с польскими революционерами.

Нетрудно заметить и другое: "Первые понятия о социализме,– показывал член кружка В.Н. Черкезов, - приобрел я, прочитав роман Чернышевского "Что делать?". О нигилизме же я получил понятие из … романа Тургенева "Отцы и дети". По собственному признанию ишутинцев их социалистические взгляды сложились в окончательном виде под воздействием романа Чернышевского ("Евангелия для молодежи").

Действительно, на рубеже 50-60-х гг. XIX в. среди молодежи складывается тот тип нигилиста,

который был запечатлен Тургеневым в образе Базарова. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, общепринятые моральные ценности и идеалы нигилист изучал естественные науки, становился врачом, инженером, и приносил реальную пользу людям. Молодые люди из разных сословий потянулись тогда к высшему образованию. Однако после студенческих волнений 1861г. были исключены из университета.

Теперь тысячи "изгнанников" шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они были потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. Образ нигилиста померк и отошел на задний план, а в сознании демократической молодежи стали укореняться идеи "возвращения долга народу", беззаветного ему служения. "Кающийся дворянин" был приметной фигурой конца 60-х - начала 70-х гг. XIX в. [3]

Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллигенции - народничества.Народники рассматривали народ - крестьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию. Их главной целью был переход России к новому, справедливому строю - социализму, минуя капитализм.

Народничество стало ведущим направлением в освободительном движении, оно имело и свою идеологию, поэтому народники:

· Защищали интересы крестьян, т.е. стремились устранить те крепостнические пережитки, которые мешали народу жить

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подобные материалы:

Историческая концепция А.И. Солженицына
Подробная концепция история России дореволюционного периода изложена Солженицыным в его статье «Русский вопрос к концу XX века». Солженицын начинает свою статью с исторического огляда издалека, при этом выделяет «только две линии: как соо ...

Необходимость и значимость отмены крепостного права
Одновременно с ростом наёмного труда происходил и другой процесс, характерный для капиталистической промышленности: смена ручной техники производства машинной. В 40-50-х гг. прошлого века в разных отраслях производства появляются машины. ...

Библиотеки и книгоиздание
К середине XIX в. собраниями книг по-прежнему располагали монастыри, однако в них почти не осталось рукописей и изданий XVI—XVII вв. Значительной по объему и интересной по составу была библиотека Вятской духовной семинарии. Многотысячным ...