· Отрицательно относились к буржуазному строю

· Верили в социалистическую утопию, т.е. считали, что "община - зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе - социалист". Не разглядели, что община уже разрушается

· Не понимали, что в деревне уже возникают капиталистические отношения

· Рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских кружках, отрицали их самостоятельную роль

· Не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы [4]. Считалось, что социальное освобождение сразу решит все проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду. Это было теневой стороной идеологии народничества [3].

· Полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко.

В своем развитии народничество прошло два этапа:

· Первый - 70-е - начало 80-х гг. - революционное народничество

· Второй - 80-90-е гг. - либеральное народничество [4] .

Главными идеологами народничества были П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев. Они основали три течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое течения [3].

· Идеологом пропагандистского направления был Петр Лаврович Лавров. Дворянин, полковник, профессор математики, Артиллерийской академии. За принадлежность к ишутинскому кружку был сослан в Вологду [4]. В ссылке Лавров написал свои знаменитые "Исторические письма", в которых высказывалась мысль о "неоплатном долге" перед народом [3]. Бежал за границу. Жил в Париже участвовал в Парижской коммуне, был членом I Интернационала. Редактировал журнал "Вперед!".

Основными идеями Лаврова были:

· Переход к социализму путем революции, минуя капитализм. Основой этого строя должна стать крестьянская община, которую он рассматривал как ячейку социализма.

· Теория "героя и толпы", согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями же являются, в частности "критически мыслящие личности" из интеллигенции.

· Не готовность к революции не только народа, но и самой интеллигенции.

· Свести насилие к минимуму.

· Нельзя "торопить историю" [4] .

· Революция должна готовится теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропаганде среди народа.

В конце XIX в. Лавров отошел от политической деятельности, и остаток жизни посвятил исследованиям в области социологии [3].

Идеологом бунтарского, или анархического направления выступал М.А. Бакунин - дворянин, прапорщик, студент - философ Берлинского университета. Был приговорен к смертной казни за участие в европейских революциях 1848 - 1849 гг., передан русским властям, сослан в Сибирь, бежал в Лондон сотрудничал с Герценом, Огаревым, в 1864 г. вступил в I Интернационал Карла Маркса. Последние годы жизни он провел в большой нужде. Умер Бакунин в 1876 г. в Берне в больнице для чернорабочих, куда его поместили по его настоянию. Бакунин высказывал идеи:

· Резкой критики марксизма, отрицательно относился к диктатуре пролетариата.

· Атеизма [4].

· Государство смести революционным путем, как высшее зло, которое угнетает человека, и заменить свободными автономными обществами "снизу вверх", т.е. самоуправлением народа. В результате которого установится социализм и всеобщее равенство.

· "Прирожденного социализма" крестьянина, а люмпен-пролетариат - авангардом рабочего движения

· "Пропаганде фактами", т.е. устройства непрерывных бунтов, восстаний, волнений. Организовал восстание в Италии, близ Болоньи, закончившееся крахом [3] .

В конце 60-х гг. Бакунин познакомился со студентом Нечаевым, который основал в Москве нелегальный кружок "Народная расправа", и попал под его влияние. Нечаев проповедовал, что революционер - это "обреченный человек, у которого одна страсть - революция", что для достижения своих целей он должен использовать любые средства, даже самые аморальные. Он создан подпольную организацию со строгой конспирацией и жесткой дисциплиной [4].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

Хищения государственных запасов зерна
Государство располагало возможностями для того, чтобы накормить людей и остановить рост голодной преступности, поскольку имелись значительные запасы продуктов питания (хлеба, масла, сахара и др.) в виде неснижаемых государственных резерво ...

Бытовые условия жизни самураев
Быт занимал в жизни самураев именно то место, которое он должен занимать в жизни любого свободного человека — это лишь вынужденная вспомогательная функция, необходимая для поддержания полноценной жизнеспособности оболочки, являющейся вмес ...

Принятие казахами младшего и среднего жузов российского подданства
Годы нашествия джунгарских войск вошли в историю казахов как «Годы Великого бедствия», оставив глубокий след в экономической и политической жизни казахских жузов на долгое время. Казахи не только понесли материальные и людские потери, но ...