Уверяя, что он приехал по заданию некоего "Центрального комитета", Нечаев разбил свою организацию на "пятерки" и построил так, что нижестоящая пятерка подчинялась вышестоящей, зная только одного ее члена, который доводил до нее приказания сверху [3].

Студента И.И. Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы "сцементировать кровью" свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за границу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс над 87 членами организации, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению [4], четверых членов главной пятерки суд приговорил к каторге.

Нечаевский процесс многих оттолкнул от революционного движения. Нечаевщина оказалась не случайным эпизодом, а признаком опасных явлений назревавших в революционном движении [3].

Лидером заговорщического направления был Петр Никитич Ткачев

· - богатый дворянин, осужденный по делу Нечаева, бежал за границу, где издавал газету "Набат" [4]. Из нечаевского опыта он понял, что главное - это создание мощной и послушной воле руководителя организации, нацеленной на захват власти [3]. Он полагал:

· Самодержавие не имеет прочной основы. Поэтому для его свержения нужна не революция, а небольшая группа заговорщиков. Захватив власть, они проведут социалистические преобразования [4].

· Государство сохранится и после захвата власти

В конце 70-х гг. идеи Ткачева стали одеоживать власть в народническом движении [3].

В зарождении народничества большую роль сыграл нелегальный студенческий кружок Н.В. Чайковского

[4]. Эта организация зародилась в начале 1870-х гг. в Петербурге в ходе студенческих волнений как группа противников Нечаева. Ядром организации был кружок самообразования студентов Медико-хирургической академии М.А. Натансона., В.М. Александрова, А.И. Сердюкова и С. Перовской.

Основной задачей кружка было объединение передового студенчества Петербурга, а также Москвы, Казани и других городах, а затем - пропаганда среди рабочих и крестьян с целью подготовки социальной революции. Беспринципности "нечаевщины" чайковцы противопоставили высокие нравственные требования к своим членам. В программе чайковцев отсутствует борьба за политические свободы, т.к. они считали их выгодными лишь нарождающейся российской буржуазии. Заключительным этапом в деятельности организации явилось "хождение в народ" [5].

Весной и летом 1874 г. молодые люди, наскоро освоив ту или иную полезную для крестьян профессию и переодевшись в крестьянское платье начали первое "хождение в народ"

[6],

следуя призывам Герцена, вышедших в "Колоколе": "Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?…Сказать вам куда?…В народ! К народу! - вот ваше место, изгнанники науки…" [3]. Активными участниками "хождения в народ" были Софья Перовская, Вера Фигнер, Ипполит Мышкин, Дмитрий Рогачев [6]. Это было стихийное движение радикальной молодежи [4].

Вот как рассказывает современник о настроении, охватившем передовую молодежь: "Идти, во что бы то ни стало идти, но обязательно надев армяк, сарафан, простые сапоги, даже лапти… Одни мечтали о революции, другие хотели попросту лишь посмотреть, - и разлилась по всей России мастеровыми, коробейниками, нанимались на полевые работы; предполагалось, сто революция произойдет никак не позже, чем через три года, - таково было мнение многих" [6]. Один из народников - Н.А. Чарушин вспоминал, что "молодой Петербург кипел в буквальном смысле слова и жил интенсивной жизнью, подогреваемый великими ожиданиями. Всех охватила нестерпимая жажда отрешиться от старого мира и раствориться в народной стихии во имя ее освобождения. Люди безгранично верили в свою великую миссию, и оспаривать эту веру было бесполезно. Это был в своем роде чисто религиозный экстаз, где рассудку и трезвой мысли уже не было места. И это общее возбуждение непрерывно нарастало вплоть до весны 1874 г., когда почти из всех городов и весей начался настоящий, поистине крестовый поход в российскую деревню…" [7].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Подобные материалы:

Земская статистика и самофинансирование местного самоуправления
Очень высокие результаты имела земская статистика. Она возникла чуть позже самого земства как прямое следствие его деятельности. В соответствии с "Положением" земские учреждения получили право для покрытия расходов взимать специ ...

Образование государственности у древних славян. Древние славяне
Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к народам индоевропейской общности. Из этой общности постепенно выделялись родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности и культуре. Приблизительно во II тыс. до н ...

Правовое положение латинов
Наибольшей близостью к римским гражданам отличались latini prisci (древние латины) - граждане городов в Лации. Латины получили латинское гражданство до середины III в. до н.э Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинс ...