Грабительский характер реформы 1861 г. вызвал мощный подъём крестьянского движения в России, что в свою очередь революционизировало все демократические круги русского общества.

Процесс демократизации был характерен для "образованных разночинцев" (учащейся молодёжи), которые находилась под непосредственным влиянием революционеров-демократов. На формирование революционной идеологии большое влияние оказали "Колокол" А.И. Герцена, "Современник" Н.А. Некрасова, а впоследствии "Русское слово" и "Искра" [1]. Велика роль Герцена - основоположника "русского" социализма, "народничества". Когда получалось известие, что крепостной крестьянин убил помещика за покушение на честь невесты, Герцен добавлял в "Колоколе": "И превосходно сделал!" [2]. Действительно влияние такой прессы было велико, ведь "брошюры…переписывались неутомимо и ходили по рукам всех товарищей и зачитывались до дыр",- вспоминал видный деятель революционного движения И.А. Худяков.

Почти сразу же после манифеста 19 февраля возникла первая подпольная революционная организация "Земля и воля"

. Название было взято из статьи Огарева "Что нужно народу?". Сначала организацию возглавлял Н.А. Серно-Соловьевич. Ей удалось создать свои отделения в Москве и других городах, наладить выпуск нелегальной литературы. После ареста Серно-Соловьевича общество возглавили малоопытные студенты (Н.И. Утин) [3].

В организацию входили студенты-разночинцы, мелкие чиновники, младшие офицеры, мещане, разорившиеся дворяне. Их программа включала следующие требования: созыв народного собрания, установление демократической республики, равноправие женщин, передача крестьянам всей земли. Они распространяли революционную литературу, оказывали помощь заключенным и ссыльным [4]. Когда эти надежды рухнули, Петербургское отделение "Земли и воли" самораспустилось [3].

Московское отделение "Земли и воли" влилось в революционную организацию Н.А. Ишутина - Д. Каракозова - И.А. Худякова (ишутинская

народническая организация

). Истоки её ведут к студенческим землячествам. Члены землячества высказывали недовольство своим положением в учебных заведениях, затем под влиянием революционно-демократической литературы землячества превращаются в кружки политического характера.

За действиями ишутинцев пристально следила Московская следственная комиссия. Из ряда их сообщений о члене Курской студенческой общины Н.А. Селиверстове выясняется, что, опираясь на существующее революционное подполье, ишутинцы на первом этапе практической деятельности ориентировались на социалистическую пропаганду в студенческой городской среде. На одном из допросов один из товарищей ишутинцев Н.И. Хлебников показал: "В то время бродили между студентами разные социалистические идеи в очень неопределённых формах… Толковали очень много о неравномерном распределении богатства, бедственном состоянии рабочего класса, религиозных предрассудках, мешающих человечеству быть вполне счастливым, но все эти толки были неопределённы и неясны, как только можно себе представить…".

Основой их программы стал аграрный вопрос и крестьянская социалистическая революция, т.е. сочетание революционно-демократических и социалистических воззрений. Они руководствовались желанием улучшить положение народных масс. Ишутинцы разрабатывают аграрную программу, по которой вся земля, принадлежащая помещикам, должна перейти к крестьянам, а помещики должны получить за землю плату.

Для них большой интерес представляли три французские конституции, в которых указывалось, что власть, основывающаяся на принципе равенства, проводит в жизнь основные положения: уничтожение различий сословий, все братья – дети одного народа, все составляют одно целое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подобные материалы:

Восточные славяне. Становление государственности
Восточная Европа издревле населялась славянскими племенами. О восточных славянах в первые века новой эры писали античные авторы, называвшие их венетами, антами, склавенами. Эти племена жили на значительной территории нынешних Украины и Ро ...

Детство
После смерти Василия III великокняжеский престол занял его трёхлетний сын Иван. Фактически же государством правила его мать Елена Глинская, хотя традиции не допускали участия женщин в делах управления, Василий сказал своей жене перед смер ...

История открытия Америки европейцами. Колонизация Южной и Центральной Америки в XV—XVII веках
Хронология важнейших событий: · 1499 — Америго Веспуччи и Алонсо де Хойeда достигают устья Амазонки · 1502 — Веспуччи, после второго путешествия окончательно приходит к заключению, что Американский континент не является частью Индии · ...