Из Петербурга и Москвы, где в то время было больше всего учащейся молодежи, революционеры двинулись на Волгу. Там, по их мнению, еще были живы в народе воспоминания о крестьянских восстаниях под предводительством Разина и Пугачева. Меньшая часть направилась на Украину: в Киевскую, Подольскую и Екатеринославскую губернии. Многие поехали к себе на Родину или в места, где у них имелись какие-либо связи.

Посвящая жизнь народу, стремясь стать ближе к нему, народники хотели жить его жизнью. Они крайне скудно питались, спали подчас на голых досках, ограничивали свои потребности самым необходимым. "У нас возникал вопрос, - писал один из участников "хождения в народ" ,- позволительно ли нам взявшим в руки страннический посох…есть селедки!? Для спанья я купил себе на базаре рогожу, бывшую уже в употреблении, и клал ее на дощатые нары. Ветхая мочалка скоро протерлась насквозь, приходилось спать уже на голых досках".

Один из выдающихся народников того времени - П.И. Войнаральский, в прошлом мировой судья. Отдавший все свое состояние на дело революции, открыл в г. Саратове сапожную мастерскую. В ней обучались народники, желавшие идти в деревню сапожниками, и хранилась запрещенная литература, печати, паспорта - все необходимое для нелегальной работы революционеров. Кроме того, Войноральскому удалось организовать в Поволжье сеть лавочек и постоялых дворов, служивших опорными пунктами для революционеров.

Народники вели революционную пропаганду в 37 губерниях. Министр юстиции писал в конце 1874 г., что они "успели покрыть как бы сетью революционных кружков и отдельных агентов больше половины России".

Как же встречали крестьяне народников? Нашли ли эти революционеры общий язык с народом? Удалось ли им поднять крестьян на восстание или хотя бы подготовить их к этому? Нет, ни одну из поставленных задач народники выполнить не могли, так как идеи я народничества не имели под собой реальной почвы и с самого начала были обречены на провал. Участникам "хождения в народ" с успехом удавалось только лечить крестьян или обучать их грамоте.

Народники представляли себе "идеального мужика", готового бросить землю, дом, семью и взять по первому их зову топор, чтобы идти на помещиков и царя. А в действительности столкнулись с отсталым, забитым и беспредельно угнетенным человеком. Крестьянин считал, что вся тяжесть его жизни исходит от помещиков, но не от царя. Он верил, что царь его отец и защитник. Мужик готов был потолковать о тяжести податей, но вести с ним разговор о свержении царя и о социальной революции в России тогда было невозможно [6]. Богатые крестьяне нередко сами сдавали народников полиции [7].

К концу 1874 г. правительство арестовало свыше тысячи народников. Многих без суда выслали в отдаленные губернии под надзор полиции. Других заключили в тюрьмы.

18 октября 1877 г. в Особом присутствии Сената начало слушаться "дело о революционной пропаганде в Империи", получившее в истории название "193-х"

Поняв бесплодность пропаганды в деревне, революционеры перешли к другим способам борьбы с царизмом, хотя некоторые из них еще и пытались сблизиться с крестьянством. Многие видели более действенный и быстрый. С их точки зрения путь к свержению самодержавия в индивидуальном терроре - убийстве представителей царской власти и самого царя. Это была ошибочная тактика, мешавшая пробуждению широких масс народа к революционной борьбе.

Совершая героические подвиги, народники так и не смогли найти пути к тому народу, во имя которого они отдавали свою жизнь. В этом трагедия революционного народничества [6]. Оно потерпело поражение и из-за отсутствия руководящего центра, отсутствия навыков конспирации, что позволило правительству сравнительно быстро разгромить движение [8]. Но, хотя путь борьбы избранный народниками и их взгляды были ошибочными, народничество 70-х гг. сыграло важную роль в развитии русского революционного движения [6]. Его опыт ускорил процесс вызревания идеи о необходимости политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров [8].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Подобные материалы:

Политико – правовые взгляды Муравьева Н.М.
"Правителем" (председателем) Северного общества был избран активный участник всех декабристских организаций, сын воспитателя Александра I, капитан Генерального штаба Никита Михайлович Муравьев. В 1818 г. он унаследовал от деда м ...

Первая женщина-правительница Древней Руси
В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга (945–964) приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными ...

Последствия опричнины
Из-за опричнины странна попала в кризисное положение: были разорены главные экономические центры страны (Новгород, Тверь), Ливонская война приобрела ещё более затяжной характер и была проигранн, было убито множество людей. Разрушена ...